|
2. Традиционалистское течение
Традиционалистское течение было исторически первым, положившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Бёрк (1729-1797), французы Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840), по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интересы феодально-аристократических кругов, потерпевших поражение во время Великой французской революции. Их труды и прежде всего вышедшая в 1790 г. книга Э.Бёрка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической арены классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуазной революции. Этим идеям противопоставлялись традиции, преемственность, эволюционность и порядок. В трудах Э.Бёрка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние на развитие консерватизма: 1) традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению; 2) органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов. Система воззрений основателей консерватизма основывалась, во- первых, на приоритете преемственности над инновациями; во-вторых, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности; в-третьих, на культивировании идеи ранжирования общества в противовес идее равенства. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества. Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения традиция получает у них приоритет над разумом, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью. Традиционализм должен определять содержание реформ, проведение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ: реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов, и превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций. В вопросе о соотношении традиции и изменения Э.Берку принадлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э.Бёрка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы. Э.Бёрк старался учитывать фактор изменений как нечто постоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вызовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств, т.е. исключение самой неожиданности. У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э.Бёрка. Если Э.Бёрк стремился опережать неожиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж.де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт. Жозеф де Местр и Луи де Бональд, классики аристократического консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет. Ядром политических взглядов Ж.де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии. Л.де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиозной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического общества. Со второй половины Х1Х века консерватизм начал ориентироваться на защиту интересов буржуазии. В 1871 г. О.Бисмарк оказал значительную помощь правительству Тьера в подавлении Парижской Коммуны. Принятием репрессивного «исключительного закона» против социалистов (1878 - 1890) и программой социального законодательства (обязательное страхование для некоторых групп рабочих) он пытался воспрепятствовать росту революционного рабочего движения. Консервативная партия Великобритании первоначально выражала интересы аристократов-лендлордов, а с 70-80 гг. - все более широких кругов колониально-банковской и крупной промышленной буржуазии. К началу ХХ столетия объективные предпосылки существования традиционного консерватизма были в основном исчерпаны. С развитием модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеологической традиции формировались течения, которые ориентировались на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом. Наиболее известным представителем традиционного консерватизма в ХХ веке был американец Р.Керк. опубликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революционные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам. История трактуется как циклический процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов. На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христианской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей. В публикациях Р.Керка утверждается, что поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посредством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику следует переводить в религиозно-этическую плоскость. В 80-е годы Р.Керк выделил следующие принципы традиционного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия. Взгляды Э.Бёрка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма». Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и организаций, которые в 80 -х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.
В начале ХХI века бытующий среди потомственных белых американцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм. Формированию этого запроса способствовали и шоковые для населения США последствия сентябрьских терактов, осознание им своей незащищенности. Религиозно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Соединенных Штатов.
|
|