|
1. Понятие политической системы и история проблемы
«Политическая система, - это существующая во всех
самостоятельных обществах система взаимодействия,
которая выполняет функции интеграции и адаптации
(внутри общества, вне его и между обществами)
посредством применения легитимного физического
принуждения».
Г. Алмонд
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития. Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая и духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками. Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система очень часто привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология. Мировой опыт учит, что каждый гражданин, так или иначе, участвует в политической системе. М. Вебер, например, считал, что ассоциация может быть названа политической постольку, поскольку принудительное введение ее порядка осуществляется постоянно на данной территории путем применения или угрозы применения физической силы со стороны административного аппарата. Как свидетельствует практика, именно политическая система определяет механизмы разрешения социальных конфликтов и противоречий, гармонизирует общественные отношения, способствует достижению консенсуса различных общественных сил по поводу основных ценностей, целей и направлений общественного развития. При этом степень учета интересов конкретной социальной общности определяется ее реальным весом в экономической и политической жизни страны. Для понимания смысла термина «политическая система» обратимся к одному из принципиальных вопросов политологии: «Возможно ли каким-либо образом упорядочить наше описание политических процессов, систематически охватить всю палитру политических событий, построить некую модель функционирования общества?» На данный вопрос есть два диаметрально противоположных варианта ответа:
- политика является сферой случайного, предусмотреть здесь ничего нельзя, поэтому теоретические обоснования бесперспективны;
- число разновидностей основных форм политической жизни с самого начала ограничено, поскольку в ней имеются внутренние закономерности, а политика в целом, несмотря на непредсказуемость конкретных решений, в конечном итоге поддается систематизации.
В этом заключается научное понимание политики, идущее от Аристотеля, Платона, Гоббса, которые уподобляли общество живому организму - органической системе. Эти традиции во второй половине XIX - начале ХХ вв. продолжили Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. В их работах по теории социальной системы появляются такие понятия, как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Обоснование и распространение термина «политическая система» относится к середине ХХ в. Это вызвано стремлением к целостному постижению политики. К этому времени накопилось много информации о разных политических феноменах, политических институтах и организациях, политическом поведении. Необходимость ее систематизировать, создать теоретическую основу, представляющую политическую жизнь как целое, явилось главной предпосылкой разработки теории политической системы. Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия “система” и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям. Система (греч. - целое, составленное из частей соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.: в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно на уровне биологических организмов (Л. фон Берта- ланфи - основатель школы, М. Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.); в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.); в социологии (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.); в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.), позднее в менеджменте; в экономике (В. Леонтьев). Из отечественных ученых следует отметить А. А. Богданова, работы которого посвящены общей организационной теории. Его труд “Тектология” (1912 г.), в некотором роде эскиз общей теории систем, представляет значительный интерес и в настоящее время, а некоторые идеи Богданова были развиты кибернетикой. В теорию систем внесли свой вклад А.А. Гастев, П.М. Керженцев, О.А. Ерман- ский, А.И. Берг, В.М. Глушков. Политология включает в систему процессы, институты, поведение граждан, коллективные организации, общественную активность или пассивность, действие и взаимодействие. Таким образом, все действующие структуры включаются в политическую систему. В связи с этим под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма. В зависимости от времени и места понятие “политическая система” имеет различное содержание, так как наиболее значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типам правления государства (монархия, республика), отношениям власти (партии, правительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм). Любая система, в том числе и политическая, состоит из переменных величин и имеет следующие характеристики: состоит из многих частей; части составляют единое целое; система имеет границы. Структура ее характеризуется устойчивостью, неизменностью, несмотря на то, что люди, входящие в эту структуру, постоянно меняются, например, структура правительства или политических партий. Более изменчивые явления относят к процессам. Процесс - понятие, которое означает динамичное изменение системы, ее элементов, он развертывается под влиянием многих объективных и субъективных причин, факторов, например, вмешательство людей может ускорять или тормозить его развитие. Процессы делятся на управляемые (можно оказывать влияние на разных этапах) и неуправляемые (все попытки тщетны), а также на созидательные и разрушительные. Обычно процесс созидательный требует гораздо большего времени, чем процесс разрушительный, кроме того, по отношению к политической системе используются понятия сектор, участок, поле. Среди западных политологов существует мнение, что политическая система это некий черный ящик, видны лишь процессы, которые воздействуют на политическую систему, а что внутри - неизвестно никому. К числу понятий, относящихся к функционированию политической системы, принадлежит понятие «власть» (т.е. возможность управлять в пределах своей специфической области). Поэтому общенациональная политическая система осуществляет власть, управление всеми делами общества. Следует отметить, что в советской научной литературе понятие «политическая система» не использовалось в качестве самостоятельной научной категории и не являлось предметом философско- социологического исследования вплоть до второй половины 70-х гг. ХХ в. Разумеется, отдельные важные стороны данной проблемы изучались при рассмотрении других вопросов социально-политической системы общества. При этом разрабатывались и применялись преимущественно такие категории, как «государство», «механизм диктатуры пролетариата», «система социалистической демократии», «политический режим» и т.д. Однако процесс демократизации во всех сферах общественной жизни, а также логика развития самой политической науки вызвали потребность в совершенствовании понятийного аппарата, который должен адекватно отражать сущность новых явлений и служить эффективным средством их исследования. Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории, и основное внимание сосредоточивалось на специальных государственных и общественно-политических учреждениях и институтах, непосредственно осуществляющих политические функции в обществе. Иначе говоря, преобладал юридический подход к проблеме. В то же время политическая организация в таком понимании не исчерпывала все богатство политической жизни общества. Точно так же и правоведение не могло исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй половины 60-х гг. ХХ в. появились философско-социологические исследования этой проблемы. Интерес сегодня представляет концепция А. Белых. Он исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство такого подхода, по мнению ученых, состояло в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов се содержания здесь выступают не только государственные учреждения и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними, но выступают лишь одной своей стороной - политической, управленческой. Позднее (в конце 70-х гг. ХХ в.) появилось понятие «политическая система». Но это была не простая замена слова “организация” на слово “система”. Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации, трудовые коллективы). При этом элементы политической организации (партия, государство, право, общественные организации), как правило, рассматривались расчлененно и институционально, а не системно и функционально. И самое главное: научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей как участников политических событий проводился в очень малой степени. В связи с этим разработка понятия “политическая система” должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Как показывает мировой опыт, эти ожидания оправдались. Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Касаясь истории проблемы, отметим, что одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурнофункционального подходов к исследованию политической системы. С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как система, обладающая следующими признаками: состоит из множества взаимосвязанных структурных элементов, взаимосвязь обеспечивает свойство ее целостности и единства; существует в рамках внешнего окружения или среды (такой внешней средой являются остальные подсистемы общества, природа, другие государства, разнообразные международные институты); имеет границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде; носит открытый характер, т.е. подвержена воздействиям, идущим из внешней среды; характеризуется такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции. Исходя из этого, теория Т. Парсонса заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами. Основателем теории политических систем считается американский политолог Д. Истон. Согласно его модели главные черты системного анализа политической системы можно представить так:
- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе;
- политическая система имеет “реагирующий” “саморегулирующий” потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;
- политическая система - подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;
- политическая система - это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды;
- политическая система может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между “входящими” и “исходящими” факторами.
Д. Истон разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требования и поддержка) и «исходящие», связанные с первыми путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечения общественной безопасности и т.п. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей, почтительного отношения или уважения к власти, государственной символике (например, к Гимну, Флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. В то же время чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация. Отношение к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы. Нелегитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды. Как уже было отмечено, на выходе системы располагаются “исходящие”, легитимные, обязывающие политические решения и действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов; законодательные акты, регулирующие поведение граждан в различных ситуациях; постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т. п. Обычно все вышеназванные “исходящие” импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения. Особо необходимо отметить, что политические решения формируются на разных уровнях, применительно к конкретным условиям. Кроме того, на выходе организуется проведение принятых политических решений в жизнь. Таким образом, на выходе системы политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности. Целью всей организационной деятельности является претворение в жизнь принятых политических решений. Не занимаясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организации дела. Однако модель Д. Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политической системы и ее внутренней противоречивости. Кроме того, Д. Истон сосредоточивает внимание на авторитарном распределении ценностей. Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального анализа, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. Вход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов (высказанных и невысказанных, укрупнений (обобщения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (связей и взаимосвязей различных политических сил). Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям политической системы, в модели Г. Алмонда, относятся изучение ситуации и учет ее особенностей, а также политическое решение выявленных проблем. В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой. На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Г. Алмонд пришел к следующим выводам: все политические системы имеют собственную структуру; политическая система многофункциональна; все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными структурами системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой; все политические системы являются смешанными в культурном смысле; отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. Следовательно, политическая система - это система окультуривания масс, механизм переработки требований в решения. Американский политолог К. Дойч предложил кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. Французский политолог М. Дювержье так определяет политическую систему: «Политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует политическую систему каждой страны, систему, в которой различные элементы не отделены друг от друга». Таким образом, политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрения. Данное понятие показывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на государственном и негосударственном уровнях. Понятие «политическая система» напрямую связано с сутью политики. Как известно, политика есть способ заставить людей поступать определенным образом по возможности без длительного применения силы. То есть это процесс достижения конкретных целей, а не фиксация конечного результата. Указанную подвижность феномена политики легче представить и понять в рамках системного подхода. Известно, что любой объект социального исследования (общество, экономика, политика, культура, социальная группа и т.д.) рассматривается, прежде всего, как система взаимодействия индивидов. Политическая система охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью - гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительный признак политической системы характеризуются тем, что посредством ее властным путем утверждаются ценности, нормы поведения, регулирующие действия социальных групп. В заключение отметим, что каждая политическая система имеет определенные характерные черты: политическая система возникает, развивается, существует и функционирует только в рамках классового общества; охват каждой из этих систем не только составных частей классового общества, но и общества в целом (в пределах страны); наличие у каждой из них политического характера; опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, определенную социальную структуру, определенный тип идеологии; участие в качестве структурных элементов в любой политической системе государственных и политических структур.
|
|