|
4. Типология политической культуры
Вполне естественно, что в ходе исторического развития различных стран и народов у них сформировались особые, отличающиеся друг от друга типы национальной политической культуры. В результате для них характерны преобладание различных политических ценностей и установок (покорность либо стремление к свободе, коллективизм либо индивидуализм), различающееся отношение к государству и различные формы отношения к власти. Различия в политической культуре предопределяются целым рядом политических обстоятельств, среди которых - национальные и религиозные особенности, открытый или закрытый характер общества, господство в нем определенной идеологии и характер политического режима. Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социальноэкономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Как уже было отмечено, политическая культура любой общности формируется под воздействием многочисленных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Однако из всего существующего многообразия можно выделить основные модели политической культуры - тоталитарноавторитарная и либерально-демократическая. Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;
- политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура;
- политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соответствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая);
- политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое. В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности. В то же время необходимо отметить, что внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либеральнодемократические элементы. Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников;
- согласно им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан;
- основными ценностями являются: права человека, свобода, плюрализм (т.е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
- политическое информирование общества многоканально и альтернативно, прямая политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального, экстремистского толка;
- существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен и зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
- политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, а политическая символика многова- риантна, развивается в режиме модернизации; политическое поведение многообразно;
- политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.
Названные характерные черты в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой. Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие. В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т.п.) в пределах либеральнодемократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т.п. Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и ее типы, которые различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию. Охарактеризуем основные типы политической культуры: «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентации. Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарноавторитарной модели политической культуры. «Открытый» тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности. Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы. У людей-носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность, разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам. Подданическая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении. Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Патриархально-подданическая политическая культура; под- даническо-активистская политическая культура; патриархальноактивистская политическая культура, являются смешанными типами политических культур. «Культура гражданина». Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов. Фрагментарная политическая культура - наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку». В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества. Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, т.е. ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями». Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью, он может как усиливать в обществе чувство изолированности и разногласия между социальными группами, так и нарушать политическое равновесие и гражданское согласие. Интегрированный тип политической культуры отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни. В политической науке существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах. В тоталитарной политической культуре доминируют следующие признаки: дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги; отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни; отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов; сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы; доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае; фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью. Для авторитарной политической культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения. Характерные признаки демократической политической культуры: толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения; склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов; согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав. Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»). Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры порождаются социально-экономической, социальноэтнической, институциональной, социально-территориальной и собственно культурно-статусной стратификацией общества. Традиционно в этой связи выделяются политико-культурные особенности элиты, среднего класса, низших страт, маргинальных слоев. Тем не менее, политологи пытаются выделить собственно специфические субкультурные комплексы, которые могут быть поняты в своей особой логике, не сводящейся к обычно фиксируемым сторонам социальной стратификации. Так, американский исследователь Д.Элазар считает, что американская политическая культура - это синтез трех политических субкультур: «индивидуалиста», «моралиста» и «традиционалиста», каждая из которых особым образом адаптирует базовые концепции всеамериканской политической культуры - «рыночной площади» и «содружества». К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие: Политическая субкультура Запада. Ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий. Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентацией, отличается многообразием. Эта политическая субкультура является базовой основой либерально-демократической модели политической культуры. Политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична. В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной. Распространена передача власти по наследству и ее элитарность. Региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам. По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т.п. Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. С учетом регионального фактора, возможно, также различать городскую и сельскую политические субкультуры. Религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики. Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан. Этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав. В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие. Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется. Молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь. Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения. Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, т.е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений. Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе. Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил. Немаловажно и то, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры. Необходимо также отметить, что в современных условиях можно вести речь и об так называемой общечеловеческой политической культуре, которая медленно, но неуклонно становится реальностью. Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалий» означает всеобщий»). Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур. К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политикокультурных универсалий ученые относят следующие: Общечеловеческие политические ценности и принципы. Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего международного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равноправие в международных отношениях и многое другое. Международный политический язык. В нем отражены общечеловеческие политические ценности и их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобального политического процесса. Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др. Международная политическая символика. Она тесно связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть все основания для ее выделения. В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми. Так, изображение земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия. Определенной символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет - символ миротворчества, защиты. Белый цвет - символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет - символ жизни, экологии, общности человека и природы. Существование и функционирование международных политических организаций. Их деятельность во многом способствует утверждению общечеловеческой политической культуры, координации глобальной политической жизни. Международное право. Оно во многом регулирует отношения между государствами и другими объектами международных отношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политической культуры и исторический опыт политических взаимоотношений. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединённых усилий всего человечества. Глобальная распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политикоорганизационный «фундамент» человеческой цивилизации. Политический абсентеизм (негативная универсалия), - т.е. политическая пассивность, аполитичность, политическое равнодушие. Политический регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы «параллельно» глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. А их внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан («национальных», «жизненных»). Несовпадение интересов массы современных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками. Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множество регионально-политических (Европейский Парламент, Организация Американских государств, Лига Арабских государств, Организация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НАТО и др.) организаций и блоков. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере, косвенное политическое насилие - в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, - будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.
|
|