|
1. Политический процесс: сущность и содержание
«Развитие политического процесса отражает не что иное,
как нарастание сложности и структурированности его
содержания, ведущее к повышению адаптивности властных
структур к внешним социальным условиям»
Т. Парсонс
Политика в любом обществе не есть нагромождение различных политических событий и явлений, она представляет собой достаточно упорядоченный и последовательный процесс их возникновения, протекания и дальнейшего развития. Эта взаимосвязанная и определенным образом направленная последовательность явлений и событий выстраивается не в соответствии с теоретическими представлениями политической элиты или уче- ных-политологов, а выступает совокупным результатом взаимодействия различных типов и проявлений политического поведения на личностном, групповом и социальном уровнях организации политической жизни. Изучение этого взаимодействия позволяет глубоко уяснить функциональную целостность политической жизни того или иного общества. Термином «процесс» обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. В то же время словосочетание «политический процесс» часто используется не только политологами, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. Например, в России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова «политический процесс» используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу. Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социальнополитических сил - участников политического процесса. Именно субъекты-участники своими действиями производят изменения в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь и ведут борьбу за наиболее благоприятные политические условия реализации своих интересов. Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп или институтов (иными словами - субъектов), связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности эти субъекты взаимодействуют с другими субъектами. Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т. д., т. е. создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве - в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс». Таким образом, политический процесс в широком смысле - это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели, а в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов или микропроцессов. В теории политического процесса существует и другой способ интерпретации приведенных выше определений, отражающий два различающихся в современной политологии методологических подхода: системно-функциональный и процессуально-динамический. С позиций первого подхода категория «политический процесс» выглядит лишь как некая производная функция базового концепта политической системы, хотя во второй части приведенного определения и присутствует попытка ввести характеристику «смены состояний». Но все же функциональный стереотип доминирует в этом определении, выражая прежде всего моменты статической устойчивости и консервативной адаптации системной модели в условиях циклического воспроизводства ее неизменной матрицы. Второй подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля. Данный подход более адекватно выражает известное соотношение между относительностью покоя и абсолютностью движения, расставляя акценты в пользу анализа смены состояний, а не только их воспроизводства. Например, П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность», понимал под социальным процессом вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификации его характеристик. Анализ сущности политического процесса позволил политологам выявить его центральную проблему, суть которой заключается в принятии, реализации и коррекции на постоянной основе политических решений, призванных интегрировать интересы граждан и выражении их в политической воле общества и государства через институты политической системы. Мировой опыт также показывает, что важное значение на ход событий оказывают особенности внешнего воздействия. Итак, систематизировав вышеизложеное, можно сказать, что политический процесс это:
- ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей;
- форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей как в пространстве, так и во времени;
- один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др. ;
- обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.). Как и любой процесс, политический процесс также имеет свои внешние и внутренние характеристики. К внешним характеристикам политического процесса относятся:
- временные характеристики (время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования);
- пространственные характеристики (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных организациях). К внутренним характеристикам политического процесса относятся:
- качество связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство);
- направленность развития процесса (прогрессивное, регрессивное);
- роль объективных условий и субъективного фактора; стихийность и сознательность происходящих событий. Таким образом, сущность политического процесса заключается в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений. В то же время содержание политического процесса включает в себя: социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса; субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия; политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества. В политической науке выделяются два способа реализации политического процесса: консервативно-рутинный и радикальнореформаторский. Характерным признаком первого способа является то, что данный процесс направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные организации, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции. В результате политическая система становится маловосприимчивой к нововведениям. Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер. Отмечая различия этих двух способов политического процесса, следует подчеркнуть, что, во-первых, в реальной жизни они переплетаются и взаимодополняют друг друга, а, во-вторых, в различные периоды на первый план может выходить либо радикальнореформаторский, либо консервативно-рутинный. Политическая система общества таким образом находится в постоянном движении, т.е. одно ее состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся в свою очередь фрагментами политического процесса, его звеньями. На грани двух политических ситуаций разворачиваются политические события (съезд политической партии, выборы и т.д.). Возникновение того или иного события может быть концом старой или началом новой политической ситуации. Поэтому в самом общем виде политический процесс можно представить как переход от одного политического события к другому (от съезда к съезду партии, от выборов к выборам, от одной политической кампании к другой, от одного политического решения к другому). И это правильно. В то же время реформы и революция, восстание, бунт, мятеж, путч, политический кризис, прямое действие в политике (митинг, демонстрация, забастовка), конфликт и сотрудничество. Все это своего рода тоже политические события. Таким образом, политический процесс это реальная политическая деятельность. Политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с этим при анализе того или иного политического процесса необходимо знать, какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения.
|
|