|
3.1.5. Типологические особенности национальных политических систем
В современной политической науке существуют различные типологии политических систем. В марксистской политической литературе критерием политических систем является тип общественно-экономической формации, экономический базис общества. В марксистской типологии политическая система тесно связывалась с социально-экономической и классовой структурой общества. В соответствии с этими критериями выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. В каждом из определений политической системы указывается не только на формационный тип системы, но и на правящий класс - рабовладельцев, феодалов, буржуазию, пролетариат. Отличительная особенность данной типологии состоит в том, что выделенные типы систем четко следуют друг за другом в историческим времени. В наиболее распространенной немарксистской типологии политические системы подразделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные в зависимости от характера политического режима; в отличие от марксистской интерпретации они предполагают возможность одновременного существования в истории. Типология, предложенная Г. Алмондом, основана на различных типах политической культуры. В современном мире он выделяет 4 типа политических систем: англоамериканскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично-индустриальную и тоталитарную. Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия) характеризуется преобладанием в ней таких ценностей как свобода личности, благосостояние и безопасность, разделяемых большинством населения. Ей свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и т.д.) по выполнению особых функций. Власть и влияние в такой системе распределены между различными звеньями системы. Система характеризуется высокой степенью стабильности. К континентально-европейскому типу политических систем можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерна эклектичность политической культуры, сосуществование новых и старых культур. Для политической системы этого типа характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющих значительное влияние в обществе. Многие политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки, согласно Алмонду являются доиндустриальными или частично-индустриальными. Этому типу политической системы свойственна смешанная политическая культура: смесь западных ценностей, этнических и религиозных традиций. Данные системы имеют нечеткое разделение обязанностей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции; законодательные органы вмешиваются в судебные процессы. Для этих систем характерны: личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий уровень насилия. Политическое участие ограничено (в лучшем случае) местным уровнем. Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, бывшие социалистические страны. В системе этого типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие является "декоративным". Политическая коммуникация строго контролируется государством. Преобладает принудительный тип политической активности. Политическая "самодеятельность" запрещена. Для тоталитарных систем характерны чрезмерная централизация и высокая степень насилия. Типологии политических систем разнообразны, основываются на различных подходах. Довольно распространенной является классификация политических систем на традиционные и модернизированные. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс политического развития представляется как переход от традиционных систем к модернизированным. В зависимости от степени стабильности, системы подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, и трансформирующиеся, отличающиеся динамизмом, ориентацией на проведение реформ. С этой точки зрения политическая система, существовавшая в СССР при Н. С. Хрущеве, может быть отнесена к трансформирующимся системам, а пришедшая ей на смену система, действовавшая при Л. И. Брежневе, - к консервативным политическим системам. Политические системы могут быть также классифицированы на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые - с жестко фиксированной структурой и сведенными до минимума связями со средой. Примером закрытой политической системы может служить СССР при Сталине. Выделяют также завершенные и незавершенные политические системы. Последние характерны для развивающихся стран, где есть государство, но нет политических партий, есть право как инструмент политического регулирования, но нет политических традиций. В зависимости от концентрации или распределения власти, выделяют централизованные и децентрализованные политические системы. Политические системы могут разделяться на инструментальные и идеологизированные. Первые (например, в США) возникают как естественный результат социального и политического развития, вторые создаются принудительно по рационально обоснованной модели. Политические системы, в зависимости от их уровня подразделяют на микроскопические (в населенном пункте), локальные (в регионе), макроскопические (в стране, в целом) и глобальные (на международном уровне). Многообразие типологий свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с использованием различных критериев.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие виды поддержки, на Ваш взгляд, преобладают у политической системы России? 2. Какие подсистемы входят в политическую систему и какую роль они играют в ее функционировании? 3. Какие критерии используются при классификации политических систем? 4. В чем, по Вашему мнению, различие закрытой и открытой политических систем? Назовите те страны, системы которых могли бы быть отнесены к той или другой из этих систем.
Словарь
Агрегирование интересов — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизации. Артикуляция интересов — одна из функций подсистемы, заключающаяся в формулировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим решения. Дистрибутивная функция — распределение ценностей и ресурсов подсистемы. Институт политический — организация политических отношений на основе определенных норм и процедур. Коммуникация — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Политическая социализация — процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих обществу, в котором он живет. Политическая стабильность — устойчивое состояние подсистемы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внутренней и внешней среды. Политический стереотип — упрощенное, схематическое, деформированное и целостно ориентированное представление о политических объектах. Политический риск — вероятность нежелательных политических событий. Политическая система — сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Структура подсистемы — совокупность подструктур, обеспечивающих функционирование политической власти. Экстракционные функции подсистемы — извлечение ресурсов из внешней среды. Функции политической системы — любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнедеятельности.
|
|