Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.3. Модели взаимоотношений власти и человека

  Проведенный анализ различных аспектов власти возвращает нас к началу рассуждений о ней, а именно, к тому, что власть - это прежде всего характеристика человеческих отношений. Власть - это всегда, власть людей над людьми и ориентирована на людей. Выражения типа "власть денег", "власть приказа", "власть над природой", "правительство решило", "съезд пожелал" являются либо просто художественными метафорами, либо словоупотреблениями, в которых выражается реальная объективная суть власти людей в определенных предметных или символических формах, политических учреждениях, институтах и т. п. Властные отношения имеют универсальный, всепроникающий характер, и человек всегда включен в них, является их участником в той или иной форме, сознает он это или нет. Вот почему проблема взаимоотношений человека и власти представляет собой одну из фундаментальных проблем политической науки.
  Властные отношения реализуются в политике. И сегодня как никогда очевидно, что именно личность предстает как первичный субъект и объект политики — именно ее интересы, ценностные ориентации и цели являются движущим началом политической активности наций, классов, партий и т. д. Аспекты личности в политике многообразны; личность как индивидуальность, личность как представитель какой-либо социальной группы, исполнитель определенной политической роли, обладатель определенного политического статуса. Остановимся на последнем.
  Социальный статус - это положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями. В нем фиксируется, иными словами, конкретный набор условий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления известных форм взаимодействия с другими людьми (в особенности, институализированных), и самих его действий, которые он должен выполнять в рамках этих форм Поскольку каждый человек включен одновременно во множество взаимодействий, он имеет не одну позицию, а много - т. е. много статусов. Одним из важнейших является политический статус человека, т. е. его место в политических отношениях с определенными политическими правами и обязанностями. Если генеральным социальным статусом человека является непосредственно статус человека, т. е. человеческого существа, суверенной личности, то генеральным политические статусом человека является статус гражданина, т.е. члена такой политической общности как государство. Именно статус гражданина данного государства наделяет человека равными правами и обязанностями с другими гражданами, обеспечивает ему доступ к власти, конкретизирует сам характер его отношений с властью именно в данном государстве, составляет основу возможности реализации человеком своей свободы (буквально, "нахождение среди своих"), но и накладывает на неге ответственность, обязанности, и прежде всего обязанность подчинения власти данного государства. Генеральный политический статус человека (гражданство реализуется через исполнение им множества политических ролей: избирателя депутата, должностного лица, члена политической партии, организации, или и) лидера, работника их аппарата, участника митинга, демонстрации - словом различных ролей субъектов и объектов властных отношений. Даже если человек абсолютно безучастен к политике, играет в ней, так сказать, только роль "зрителя" все равно обладание статусом гражданина фиксирует сохранение за ним постоянно? возможности включиться в активное исполнение какой-либо политической роли.
  Как мы видели, изучая концепции Платона и Аристотеля, для античного общества было характерно растворение политического человека, гражданина, с государстве, в полисе. Но эти же концепции демонстрируют и явственное формирование зачатков современных представлений о свободе и ответственности гражданина, идеи гражданственности, гражданского долга. Конфуцианская концепция в древнем Китае, политические учения и практика европейского средневековья выражают патриархальную модель отношений человека и власти. Здесь другой генеральный политический статус - человек выступает не как гражданин, а именно как подданный (вариант-вассал) государства, точнее государя. Отношения государя и подданного строятся по типу отношений "отца" и "сына". Доминирует традиционно-пассивное, отстраненное отношение к власти, ориентация прежде всего на подчинение ей и ожидание от нее известных благ, а также решений, команд, страх перед властью. Власть с отцовской суровостью «опекает» подданного-ребенка, слабою и беспомощного без этой опеки. Однако, как было показано в разделе о легитимности, уже в средние века в Европе рядом с подчинением власти зреет и проявляется обстановка этого подчинения рядом известных условий.
  В Новое время, в эпоху Просвещения формируется иная модель отношение человека и власти, выраженная в концепции прав человека и гражданина, равенства и партнерства человека и власти (правительства) наконец, ограниченности власти законом (правом). Она была четко зафиксирована в знаменитых «Декларациях» великих американской и французской революций XVIII в.
  В настоящее время наиболее важными моделями отношений человека и власти являются либеральная, тоталитарная и современная демократическая модель. Либеральная модель, как мы знаем, исходит из безусловного приоритета прав человека, над правами власти. При всей ее привлекательности у нее обнаруживается много недостатков. Идея равенства и партнерства человека и власти просматривается в ней еще очень слабо, они, как это очевидно, скорее ассиметричны в своих отношениях, что являлось в XVII - XVIII вв. только непосредственной реакцией и обращением прежних подданнических отношений, тоже ассиметричных, но в пользу власти. Либеральная модель почти целиком сосредотачивается на политических и отчасти гражданских правах, мало уделяя внимания социально-экономическим правам человека. Свобода трактуется либералами преимущественно негативно, т. е. как невмешательство власти в дела гражданина, предоставление ему возможности действовать по его выбору, "как ему заблагорассудится", лишь бы при этом не нарушался закон. Остается в тени необходимость обеспечения многих позитивных предпосылок, условий того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, т. е. чтобы свобода была реализована. В известном смысле можно сказать, что либеральная власть "оставляет человека на произвол судьбы", возлагая на него всю ответственность за себя, за борьбу с судьбой, обещая ему защиту закона и то лишь в ограниченном числе ситуаций. В этом огромная сила либеральной модели, но в этом же и ее большая слабость. Она слишком индивидуалистична. Не все и не всегда готовы "один на один" противостоять миру. Людям нужна помощь, помощь власти в том числе.
  В свою очередь, обратной реакцией на крайности либерализма XIX в. явилась такая крайняя модель отношений человека и власти как тоталитарная, основанная на безусловном приоритете прав власти над правами человека и полном отсутствии свободы. Можно констатировать, что она представляет собой попытку возврата к долиберальной, патриархально-подданической модели "опеки" власти над индивидом, но без всяких условий. Эта модель полна парадоксов. Взамен обещания предоставить четко фиксированные социально-экономические гарантии власть полностью отнимает у индивида права политические. Под видом отождествления субъекта и объекта властвования, человека и власти происходит как раз их абсолютное противопоставление, полный разрыв каналов связей между ними, т. е. отрыв власти от конкретного человека. Ибо здесь власть - "власть масс", выступает от их имени. По сравнению с массой каждая отдельная личность превращается в "ничто". Господствует абсолютизированный коллективизм.
  Современная демократическая модель акцентирует внимание на обязанности власти обеспечить экономические и социальные условия для реализации человеком своих безусловных политических прав и свобод. Таким образом она пытается с большим или меньшим успехом устранить недостатки либеральной модели при сохранении ее сильных сторон, обогащает ее опытом социал- демократической теории, стремится не допустить ошибочного предпочтения людьми тоталитарной модели, уже имевшего место в XX в. Она мыслится как система, равных прав и, что не менее важно, взаимных обязательств человека и власти, симметричных отношений между ними, сбалансированности начал индивидуализма и коллективизма.
  Современный подход к этой проблеме вобрал в себя лучшие достижения предыдущих концепций. С наибольшей полнотой он воплотился во Всеобще Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Она представляет собой фундаментальный перечень личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. А чем все же отличаются два последних понятия? Ответ на этот вопрос заключается в определении прав человека. Под ними, как это следует из всего вышеизложенного, подразумеваются принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрена (свободы) или получать определенные блага (собственно права).
  Для более полного понятия темы см. нижеприведенные схемы.

Схема

Схема

Схема

Контрольные вопросы и задания

  1. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?
  2. По каким признакам классифицированы ресурсы власти Макиавелли (работы «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия»)?
  3. Как зависит выбор ресурсов власти от политического режима?
  4. Какие ресурсы использует современный политический режим в России?
  5. Как соотносятся понятия «легитимность» и «легальность» власти?
  6. Что включается в понятие «структура власти»?
  7. Что такое «технология» властвования и какие приемы она включает?
  8. Какие функции выполняет политическая власть?
  9. Каковы основные принципы политической власти?

Словарь

  Автократия — самовластие, неограниченная власть одного лица.
  Авторитет — общепризнанное значение, влияние тех или иных лиц или организаций в различных сферах общественной жизни.
  Анархия — отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизацию в обществе.
  Аристократия — власть знати, привилегированного меньшинства знатных (лучших) людей.
  Бюрократия — чрезмерная власть чиновников в обществе.
  Власть — один из видов социального взаимодействия, возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле других людей, воздействовать на них.
  Геронтократия — власть старейшин, представителей старшего поколения людей.
  Демократия — народовластие, власть всего народа, широких слоев общества.
  Идеократия — власть идеи.
  Идеократическое государство — государство, основанное на «власти идей».
  Кратология — наука о власти.
  Легитимность — качество взаимоотношения власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
  Легальность власти — юридическое обоснование власти, ее норм и законов.
  Мотив власти — психологические потребности, определяющие потребность к власти.
  Меритократия — «власть заслуг». Система оценки людей по их личным заслугам.
  Монархия — власть одного правителя — монарха (шаха, султана, царя, короля и т. д.).
  Олигархия — власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных).
  Плутократия — власть богатых, господство в обществе «денежных мешков».
  Полиархия — власть многих: 1) власть в руках трех и более лиц; 2) форма демократии, при которой на действие правительства заметно влияют различные общественные организации.
  Политическая власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.
  Ресурсы власти — все то, с помощью чего закладывается и удерживается власть.
  Теократия — власть церкви и духовенства.
  Тимократия — власть «честолюбивых» — верхушки состоятельных людей.
  Харизматическая легитимность — тип власти, основанный на вере населения в исключительные качества политического деятеля.


 
© www.txtb.ru