|
Тема 2. История политический учений
Рассматривая предпосылки предпочтения возникновения политических учений, необходимо вспомнить социально-политическую практику Древней Греции, специфику государственной жизни греческих полисов. Полис, как особая форма социально-экономической и политической организации общества, представляет собой объединение частных землевладельцев, а также занимающихся различными промыслами и ремеслами граждан, которые, будучи равноправными членами общества, имели право на собственность. Главным должностным лицом полиса является архонд. В этом заключаются характерные особенности полиса. Соотношение основных политических сил определяло форму правления: аристократическое (Спарта), демократическое (Афины) и олигархическое. Первая конституция Афин (Драконта - 621 г. до н. э.) представляла собой лишь письменную фиксацию обычаев. Закон был доступен каждому, а право и все государственные вопросы легально становились предметом обсуждения. Это возможно было в условиях полиса. Однако в 594 году до н. э. основы родового права были подорваны законами Солона, по которым политические права распределялись в соответствии с имущественным положением, и был введен суд присяжных, избиравшийся из числа свободных афинских граждан, что способствовало становлению античной демократии. Античное государство было прежде всего государством рабовладельческим, но именно в этих условиях, как показывает история, и проявляются первые ростки политических основ создания государства. Первыми мыслителями, идеи которых актуальны по сегодняшний день, были Платон и Аристотель, представившие в своих трудах некую идеальную модель государственного устройства общества. Важнейшей не только для античности, но и для всей европейской политологии, является теория Платона (427-347 гг. до н. э.), изложенная в диалогах “Государство”, “Критон”, “Политик”, “Законы”. Учение Платона о государстве тесно связано с идеей справедливости, общественной собственности, с идеей построения идеальной модели государства. Платон исходил из того, что “каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих”, и именно отсюда возникает полис, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности, когда имея нужду во многих, мы располагаем к сожитию многих сообщников: тогда это сожитие получает у нас название города”. Идеальная модель государства у Платона по сути своей утопична лишь потому, что в тех условиях, которые переживала Греция, реализация самой идеи была невозможна. Тем не менее гениальность древнегреческого мыслителя настолько очевидна, что даже нынешний XXI век живет, руководствуясь отдельными положениями “идеального государства”, как-то: классовое деление, частная собственность, политическая тирания. В работе “Государство” Платон дает характеристики различным типам государства: “тимократия”, “олигархия”, “демократия”, “тирания” и все они принадлежат к числу отрицательных, поскольку несут в себе два государства, враждебных друг к другу, - государство богатых и бедных. Всем им свойственны раздор, насильственное принуждение, алчность. В то время идеальная форма государственного устройства предполагает такие возможности, когда каждый занимается тем, на что способен по природе. В таком государстве есть три основных сословия: элита - стража - рабы. Элитой Платон называет мудрецов и учителей, страже отводит охранные функции государства, а к третьему сословию относит ремесленников, крестьян, торговцев. Ратуя за общественную собственность, Платон предлагает объединить все вплоть до жен, а воспитание детей переложить на плечи государства. При этом “идеальное государство” должно обладать, по мнению автора, четырьмя добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью. В работе “Закон” Платон изображает модель казарменно-политического государства, которое должно заставить людей жить в счастье и согласии. При всей гениальности отдельных положений нельзя не отметить тот факт, что Платон отдает предпочтение жесткой тоталитарной системе.
Несколько иная точка зрения по поводу организации государства принадлежит ученику Платона - Аристотелю (384-322 гг. до н. э.). Его теория тоже связана с этикой и изложена в трактатах “Политика”, “Афинская политика”. Учение Аристотеля далеко от мистических взглядов Платона. У Аристотеля человек понимается прежде всего как государственное существо.
Само государство - это форма общения. По мнению Аристотеля, государство возникает тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами. Человек является частью государства, его личные интересы подчинены государственному благу. Рабы не являются людьми в строгом смысле слова, их Аристотель называет говорящими орудиями, в отличие от орудий мычащих и немых. Проанализировав несколько государственных форм, Аристотель выделяет шесть основных форм государства: три правильных (монархия, аристократия и полития) и три неправильных (тирания, олигархия и демократия). В отличие от своего учителя, Аристотель уже в то время выделяет три вида власти: законодательную, административную и судебную. Его политическая теория явилась высшим достижением античной политической науки, поскольку путь к наилучшим формам государства лежит у Аристотеля через область познания того, что существует в действительности. Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влиянием уже существующей теории Древней Греции (Платон, Аристотель, Сократ, эпикурейцы, стоики). Однако в данном случае нельзя говорить лишь о простом заимствовании положений своих предшественников, так как римляне развивали свою теорию, взяв за основу все самое рациональное у древних греков. Самым ярким представителем политической мысли Древнего Рима является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), изложивший свои идеи в форме диалога в работах “О государстве”, “О законах”. Выступая мыслителем-эклетиком, Цицерон попытался соединить в своей теории самые разнообразные взгляды мыслителей древности. Государство у Цицерона имеет естественное происхождение, вырастая из семьи в результате развития природных склонностей людей к общению. Сущность такого государства сводится к охране имущественных интересов граждан. Его основополагающим принципом выступает право. Само право Цицерон выводит из непосредственного естественного закона, “ибо закон есть сила природы, он - ум и сознание умного человека, он - мерило права и бесправия”.
Политический идеал Цицерон видит в смешанной форме правления: аристократической сенатской республике, соединяющей начало монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание).
Уделяя внимание рабству, Цицерон говорит о нем как о явлении, обусловленном самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым и сведущим в учениях о государстве, владеть основами права. Правовой принцип Цицерона гласит: под действие закона должны попадать все. Если правовым документом Греции была Драконта, то созданный Цицероном правовой документ для римлян назывался “римское право”. В составе римского права различаются три части:
- естественное право - право народов на брак, семью, на воспитание детей, на ряд других естественных потребностей, данных человеку самой природой;
- право народов - это отношение римлян к другим народам и государствам, включая военные события, международную торговлю, вопросы основания государства;
- право граждан, или цивильное право, - это отношение между цивильными римлянами.
Кроме того, право в Древнем Риме делилось на публичное, которое относится к положению государства, и частное, относящееся к пользе частных лиц. Следует отметить, что актуальность теорий древнеримских мыслителей также значима, как и древнегреческих, о чем свидетельствуют классические и современные источники.
Тест к теме 2
1. Социально-политические предпосылки возникновения политической теории в Древней Греции: а) государство Древней Греции; б) полис; в) патриархальность общества; г) аристократическая форма правления; д) бюрократическая форма правления; е) демократическая форма; ж) олигархия; з) города; и) губернии;
к) Драконта; л) рабовладельческий строй. 2. Проверьте правильность утверждений: а) Платон выделил отрицательные типы государственного устройства: тирания, демократия, монархия, аристократия; б) Аристотель выделил шесть основных форм государств - аристократия, олигархия, демократия. 3. Марк Туллий Цицерон как эклектик-мыслитель использовал наиболее прогрессивные существующие политические теории того времени: а) идеи Платона; б) идеи Зенона; в) классическую философию Канта; г) философию утилитаризма; д) политическую философию; е) идеи Аристотеля. 4. Римское право содержит: а) законы; б) естественное право; в) традиции; г) обычаи; д) право граждан; е) цивильное право; ж) этическую солидарность. 5. Смешанная форма правления представлена Цицероном как: а) консулат; б) сенат; в) парламент; г) вече; д) народное собрание. Примечание. Приведите примеры актуальности отдельных положений “идеального государства” Платона, политической теории Аристотеля, Цицерона.
|
|