Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.2. Необходимость новой парадигмы образования

  Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования проведен академиком В.Н. Турченко (представлен в таблице 1).
  Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества.

Таблица 1. Парадигмы стратегии образования

Таблица 1. Парадигмы стратегии образования

  Очень часто образование рассматривают как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. Следует признать, что одна из сложнейших задач общества - воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида.. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. Анализируя мнения ученых и педагогов о путях развития образования, необходимо признать, что «образование это не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования .
  Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель - англосаксонская, вторая модель - немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству и обществу.
  Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума, по мнению многих ученых и специалистов.
  Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, перед лицом информационного общества.
  В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи, а также и процессы, происходящие в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая.
  В последние десятилетия в стране появились различного типа негосударственные образовательные учреждения, в которые устремилось достаточно большое количество детей (в первую очередь - родителей), которых не устраивает подготовка в традиционных государственных образовательных учреждениях. Чем вызван этот отток части обучающихся из традиционных учебных заведений? - Неудовлетворенностью качеством образования и жесткими рамками государственных учебных заведений традиционного типа, реализующих знаниевую модель подготовки, с одной стороны. С другой стороны, развитие системы дополнительного образования, которое по своим направлениям и нетрадиционным подходам к обучению, воспитанию и развитию ребенка все больше создает конкуренцию традиционным государственным учебным заведениям. Создаются новые образовательные заведения различных типов и на базе университетов и других вузов. Следующая причина такой тенденции - развитие технологий общения, подготовки и передачи информации. Современные информационные и коммуникационные технологии ворвались и в сферу образования, причем диктуя свои условия.
  Традиционные учебные заведения также не обеспечивают необходимого уровня подготовки специалистов, поэтому и возникают различные центры обучения в фирмах, внутри предприятий, где идет переподготовка обычно профильных специалистов. На базе больших компаний развиваются учебные заведения, ведущие узко профильную специальную подготовку. Такая ситуация обычно касается именно профессионального обучения.
  Отечественная система образования за последние 50 лет практически не изменилась, но коренным образом изменились социально-экономические условия развития страны. В знаниевой парадигме образования всегда превалировала оторванность полученных знаний от их практического применения. На современном этапе развития общества просто знать уже недостаточно, необходимо уметь применять полученные знания для решения конкретных задач в условиях не просто учебного процесса, а при выполнении конкретной задачи, с учетом новых условий, в которых необходимо достичь успехов при выполнении конкретной практически важной задачи. Следовательно, при подготовке специалистов в вузах необходимо формировать и развивать способности применять полученные знания на практике и, кроме того, в нетрадиционных условиях. Практико-ориентированная подготовка предполагает изучение фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами конкретной предметной области. Кроме того, следует учесть, что важны не просто знания, а способность специалиста применять их на практике, то есть, в вузе необходима подготовка будущего специалиста, воспитание его личностных качеств по принятию конкретного решения при выполнении профессиональной деятельности. При подготовке любого специалиста в вузе необходимо формировать и развивать способности оценки сложности выполнения предстоящей задачи и тот уровень знаний, которым он на данный момент обладает для того чтобы понять, каких знаний ему может оказаться недостаточно для выполнения поставленной задачи, как и где ему восполнить обнаруженные пробелы в подготовке. В настоящее время такими способностями обладают единицы выпускников вузов и школ, поэтому и необходимо создание другой системы подготовки, ориентированной на применение полученных фундаментальных знаний на практике для решения проблем экономического и социального развития страны. Профилизация подготовки в школах и даже практико-ориентированное образование в вузах не обеспечивает формирования необходимых личностных качеств выпускников для осмысленного, ответственного отношения к образовательной и будущей производственной деятельности.
  В педагогической практике применяются различные образовательные концепции и подходы, но они используются разрозненно, поэтому и появилась потребность в новом системно-интегрированном подходе, который аккумулировал бы в себе положительные аспекты как при организации обучения, учения, так и для формирования необходимых личностных качеств обучаемых с целью качественного выполнения задач, решения проблем, выдвигаемых обществом для повышения социального, экономического и материального уровня жизни живущих и будущих поколений.
  На основе вышеприведенных рассуждений предлагаем рассмотреть современную модель образования, построенную с учетом потребности повышения качества жизни и развития как отдельной личности, так и страны, и общества в целом.


 
© www.txtb.ru