|
6.1. Введение в проблему коммуникации в образовательной среде
Характерной особенностью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в современной педагогической науке является их многоаспектность, что обусловлено многогранностью программно-технических решений, дидактических характеристик этих технологий, поэтому не удивительно наличие широкого спектра точек зрения на проблему их использования в образовании. ИКТ сегодня представляют собой объект исследований для специалистов многих наук: технических (в первую очередь информатики или computer science, теории связи); социально-гуманитарных (педагогики, психологии, лингвистики, социологии, философии и пр.); междисциплинарных направлений (педагогической и социальной информатики, культурологии, семиотики, герменевтики, библиотековедения, этнографии, политологии и пр.). К междисциплинарным областям, исследующим проблемы ИКТ, относится область знания, изучающая явление человеческой коммуникации, именуемая в американском варианте как Communication Science (Communication, Communication Studies), которая сравнительно недавно стала известна российскому научному и образовательному сообществу. Так, еще в философском словаре 1986 г. коммуникация представлялась «категорией идеалистической философии», «утонченной формой защиты кастовых и корпоративных связей», противоположением «марксистскому пониманию коллектива». В российской практике эта область не получила однозначного названия и именуется различными русскоязычными терминами, такими, например, как коммуникативистика, коммуникалогия, социальная коммуникация, теория и практика коммуникации, педагогическая коммуникация - будем придерживаться последнего варианта использования термина. Педагогическая коммуникация в компьютерной среде обучения и общения рассматривает коммуникацию как первичный процесс, координирующий целенаправленные, практические действия ее участников. Особенностью этихвзаимодействий между субъектами процесса коммуникации является то, что это взаимодействие осуществляется опосредованно, через компьютерные каналы связи (компьютерные телекоммуникации). Большинство педагогов используют понятие педагогическое общение и описывают обучение как взаимодействие трех главных компонентов: педагог - содержательная учебная информация - обучающийся/обучающиеся. Педагогическое общение это специфическая форма общения, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающее коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Навыки коммуникации в компьютерной среде обучения не могут быть автоматически перенесены из традиционной среды общения (лицом к лицу) в опосредованное ИКТ общение. Коммуникативная интерактивная и операционная деятельность обучающегося и самого педагога существенно преобразуются под воздействием новой среды общения. Кроме того, следует учитывать, что именно опосредованность коммуникации в компьютерной среде обучения требует корректного отношения со своими оппонентами, воспитание толерантности и культуры общения. Участниками образовательного процесса в процессе общения чаще всего используются электронные текстовые сообщения.
|
|