|
5.7.1. Системы поиска информации
Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых систем в сети Интернет можно искать и находить электронные ресурсы, программное обеспечение, информацию об организациях, людях и многое другое. Системы поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Поисковые системы (или, говоря иначе, поисковые серверы) достаточно многочисленны и разнообразны. Различают поисковые индексы и каталоги. Поисковые индексы регулярно прочитывают («индексируют») содержание большинства страниц сети Интернет и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Поисковые каталоги представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу «от общего к частному». В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, собирающих электронные ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе общего среднего образования. Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для: - оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования; - организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями; - применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности; - объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта; - управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению; - создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников; - постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения; - организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. В то же время современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность подготовки в разных образовательных учреждениях. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса. Поисковые системы российского сегмента сети Интернет Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru
Поисковая система «Апорт» http://www.aport.ru
Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru
Поисковая система Yahoo! http:// search.yahoo .com
Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru
Каталоги ресурсов для образования
Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog
Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru
Каталог «Школьный Яндекс» http:// school.yandex .ru
Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http: //www. kinder.ru Другие. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант» http://www.garant.ru/, «Кодекс» http://www.codeks.ru/ ); электронные словари (http://wikipedia.ru), к примеру. Существует огромное количество гипертекстовых и гипермедиа систем, представляющих собой системы для обучения, разнообразные электронные издания для педагогов, к примеру: «Мультимедиа в образовании» http ://www.ido. edu .ru/open/multimedia; система дистанционного обучения «Прометей» http://www.prometeus.ru; средства разработки электронных ресурсов компании «ГиперМетод» http://www.learnware.ru, другие.
|
|