|
5.6.1. Контрольно-обучающие компьютерные программы
Контрольно-обучающие компьютерные программы (КОП) - программно-методические комплексы, предназначенные для организации обучения по определенным тематикам, с представлением (подачей) подготовленного теоретического материала в соответствии с заложенными в программу алгоритмами и методикой изучения теории, выполнением в интерактивном режиме контрольно-обучающих заданий, комплекса лабораторнопрактических работ, непрерывным контролем хода выполнения всего учебного процесса. В настоящее время этот вид компьютерного средства обучения в виду высокой трудоемкости разработки незаслуженно отодвинут в сторону, но именно этот вид КСО обладает огромными дидактическими возможностями управления познавательной деятельностью обучающегося. Основой построения контрольно-обучающих программ является использование единой интерактивной автоматизированной системы управления действиями обучающегося. Контрольно-обучающие программы строятся на основе: - использования личностно-деятельностной модели обучения, обеспечивающей самостоятельный выбор маршрута и обязательное выполнение определенных действий обучающегося при изучении материала; - использования личностно-ориентированного подхода при разработке алгоритмов обучения и обучающего материала (учета индивидуальных особенностей обучающегося: типа мыслительной деятельности; скорости мышления; уровня развития памяти; особенности восприятия обучающимся информации с экрана монитора; другое); - использования различного вида контроля (пошагового, рубежного, итогового); - самостоятельного выбора уровня обучения и контроля, с последующим изменением траектории и скорости продвижения обучающегося по изучаемому материалу в зависимости от успехов обучения; - использования положительных и отрицательных обратных связей для коррекции траектории обучения, построения разноуровневого и многоуровневого обучения; - использования объективного контроля и протоколирования результатов обучения; - использования корректного, персонализированного, поддерживающего (контекстного) диалога. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения: - наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; - расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага; - завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием; - использование автоматизированной системы управления деятельностью обучающегося; - индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах); - опосредованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которому отводится большая часть времени работы; - возможность расширения алгоритм функционирования контрольно-обучающих программ реализацией режима апелляции обучающегося, что позволяет восстановить непосредственное его взаимодействие с педагогом, обеспечить возможность совместной интерактивной работы субъектов в среде и корректировку педагогом, в случае необходимости, оценки учебных достижений, выставленной обучающемуся компьютерным средством обучения. При разработке КОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана. Очень важно обеспечить положительный эмоциональный комфорт работы обучающегося с КОП, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей работы, что является необходимым условием успешности обучения. Грамотно организованная контрольно-обучающая программа позволяет: - избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение, конструирование, анализ, синтез, классификацию; - предоставлять возможность успешной работы с КОП обучающимся разного уровня начальной подготовки; - учитывать уровень развития памяти (оперативной, кратковременной и долговременной), скорость мышления другие индивидуальные особенности обучающегося. При работе с КОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности обучающегося, способность ориентироваться на мыслительные процессы, требующие конструирования ответа, а не простого механического запоминания. Контрольно-обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СБ и по FTP. Чаще всего такие программы применяют в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета.
|
|