|
4.10.4. Использование мультимедийных вставок в КСО
Учитывая функциональные возможности современной компьютерной техники, обратим внимание на то, что представление учебной информации возможно в соответствии со способами восприятия информации человеком в различных видах: текстовом, графическом (статическая или динамическая), звуковом, анимационном, видео. Следует обратить внимание на разумность использования мультимедийных эффектов, не следует перегружать ими представление материала. Процесс обучения должен быть эффективным, а не просто эффектным. Рекомендации по включению мультимедиа объектов Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова рекомендуют включать мультимедиа объекты в учебный блок и применять для иллюстрации сложных процессов, которые нельзя представить в статичном виде. Для учета индивидуальных особенностей обучающихся при работе в КСО необходимо обеспечить возможность управления мультимедиа объектами: задавать скорость показа, возможность повторения, паузы и т.п. В КСО, по возможности, необходимо применять следующие мультимедиа объекты: - анимационные ролики и модели; - видеофрагменты; - аудиофрагменты. При внедрении в ЭУМК мультимедиа объектов необходимо обратить особое внимание на их соответствие эргономическим требованиям. Выделим основные рекомендации к использованию мультимедийных объектов.
1. Качество видеоматериала (видеоролики, видеофильмы). Видеоматериалы в КСО должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения.
2. Качество и уместность звукового сопровождения (музыка, речь). Звуковое сопровождение используется в трудных для понимания местах, включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучающихся, рассеиванию внимания и, как следствие, снижению эффективности обучения.
3. Качество и уместность использования анимации. Применение релевантной анимации (например, динамическая имитация физических и химических процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п.) позволит не только привлечь внимание, но и оставит более глубокий след в памяти обучающегося. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие.
4. Видео-, анимационное и звуковое сопровождение в КСО должны соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.
5. Качество графических изображений должно быть высоким (фото, рисунки, схемы, диаграммы, другие иллюстрации). Недопустимы нечеткие изображения, которые скорее затруднят понимание учебного материала, чем будут способствовать его усвоению. На рисунке 17 приведен фрагмент КСО с графическими изображениями хорошего качества.
Рисунок 17. Пример качественно оформленных рисунков
В данном параграфе мы рассмотрели способы и формы подготовки, оформления и предъявления информации обучающемуся. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что рассмотренные требования и принципы оформления обучающего материала (шрифтовое, цветовое, графическое и мультимедийное), а также использование современных информационных технологий позволяют создавать компьютерные средства обучения, обеспечивающие необходимые условия и качество обучения, предоставляющие возможности: - обеспечить дидактически выверенные способы подготовки, оформления и размещения разнородной информации на экране монитора; - работать с богатым иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, анимации), способствующим увеличению эффективности восприятия и понимания материала; - использовать в процессе обучения звуковое сопровождение и видео; - повышать наглядность представления обучающего материала с помощью анимационных вставок и видеороликов; - повышать психологический комфорт работы обучающегося в созданной автоматизированной среде. Рассмотренные дизайн-эргономические свойства пользовательского интерфейса и оформление обучающего материала характеризуют удобство и производительность работы пользователя с любыми видами компьютерных средств обучения и потому могут, и должны быть учтены при создании КСО и их использовании.
|
|