|
4.10.2. Шрифтовое оформление учебного материала
Текстовая информация представляет собой определенный материал, выполненный одним или несколькими шрифтами. Шрифт, который использован при оформлении учебного или другого материала, также может вызывать различные ассоциации восприятия. Считается, что некоторые типы шрифтов передают специфические качества и характеристики подготовленного текста. Восприятию и осмыслению информации на экране может как способствовать, так и препятствовать оформление текста с использованием различных шрифтов по начертанию и по размеру. Наиболее удачно и наглядно шрифтовое оформление материала представлено в ранее отмеченной работе В.В. Запорожко. Приведем основные положения из работы, посвященные шрифтовому оформлению учебного материала. Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью; безликостью представленной информации. Рассмотрим некоторые виды шрифтов. Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino - это компромисс между старым и новым стилем оформления материала. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт (например, 11 петит) создает ощущение большей доверительности и важности информации. Разборчивость текстовой информации на экране зависит не только от размера шрифта, но в значительной степени от соотношения высоты и ширины символа, расстоянием между символами, расстояниями между строками и наличием кривизны линий в буквах. Итак, отметим, что наиболее важными характеристиками буквенноцифровой нотации является: - высота знака; - отношение ширины буквы к высоте; - минимальное количество криволинейных участков в буквенноцифровой символике, отличающейся разной степенью оснащенности. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать следующие рекомендации.
1. Необходимо использовать единое шрифтовое оформление всего учебного материала КСО. Нельзя смешивать различные гарнитуры шрифтов в одном средстве обучения. Шрифт и композиция всего текста должны гармонично сочетаться между собой, а также соответствовать единому стилю смежных элементов всего оформления.
2. Для основного текста желательно использовать только обычное начертание шрифта.
3. Прописной шрифт воспринимается тяжелее, чем строчный, поэтому при оформлении электронного текста лучше использовать строчные буквы.
4. Желательно использовать шрифты без засечек, так как они более читабельны в электронных текстах. В одном и том же кегле (размере шрифта) буквы рубленого (без засечек) шрифта, как правило, выглядят крупнее, чем засечного. Для оформления материла в ЭУМК следует выбирать шрифты Verdana, Tahoma, Arial.
5. Не использовать очень мелкий шрифт, даже если предусмотрена индивидуальная настройка интерфейса.
6. Рекомендуемое соотношение ширины букв к их высоте должно составлять 2:3. Согласно требованиям технического стандарта соотношение ширины к высоте букв должно соответствовать пределам 0.75-0.8.
Пример (в обоих случаях выбран размер шрифта 12пт.)
Выбор типа шрифта.
Пример Демонстрация читабельности текста разной плотности одного и того же шрифта.
7. Рекомендуемое отношение величины шрифта к промежуткам между буквами лежит в пределах от 1:0,375 до 1:0,75. Если на экране представлено много текста, то желательно делать интервал между буквами разреженный.
Пример
8. Интервал между строчками текста подбирается в соответствии с высотой букв, в пределах от 1:1 до 1:1,2 и с учетом длины строк. Чем длиннее строка, тем больше должен быть интервал между ними. Также необходимо делать интервал между абзацами. Пример
9. Необходимо подбирать наиболее оптимальный размер шрифта основного текста и заголовков в КСО. Желательно при разработке средств обучения делать размер шрифта не статическим, а динамическим, что дает возможность обучающемуся настраивать размер шрифта по своему усмотрению.
Пример
10. Желательно использовать горизонтальное направление текста заголовков в таблицах и схемах, однако в целях экономии места вертикальное расположение заголовков допустимо. Пример
Читаемость шрифта касается не только основного текста, но и текста в таблицах, на схемах, рисунках и т.п. Относительно вертикального размещения текста в заголовках таблиц следует поворачивать текст не вправо (пример на рисунке), а влево, что соответствует ГОСТу оформления документов.
11. Необходимо делать абзацные отступы от краев страниц и от краев рисунка, что улучшает восприятие информации.
|
|