|
4.7.1. Требования, предъявляемые к обучающему материалу
Рассмотрим отдельно проблемы, возникающие при создании и использовании компьютерных средств обучения, - подготовку и оформление предметного материала. Обучающий материал должен иметь не только текст, но желательно полный набор всего дидактического материала (схемы, рисунки, таблицы, графики, упражнения и пояснения к их выполнению, вопросы текущего контроля и правильные ответы), выход на справочную литературу, другие среды обучения (использование распределенных информационно-обучающих ресурсов). Прежде чем рассматривать методику подготовки материала, необходимо рассмотреть обучающий материал со следующих позиций: - полезности того, чему учить; - соответствия уровню подготовленности обучающегося - в ходе обучения необходимо ставить задачи, которые обучающиеся могут решить; - уровня сложности материала, который должен наращиваться постепенно, с учетом возможностей обучающегося, т.е. необходим разноуровневый по сложности обучающий материал; - работы всегда с напряжением (посильно, но сложно на разных уровнях представления материала, и это дает рост знаний, умений, формирует новые виды деятельности). При отборе материала для автоматизированного обучения необходимо определить структуру и содержание обучающего материала: - определить, какие понятия ввести в автоматизированные учебные курсы (АУК), дать их определения, объяснения, ссылку на необходимую литературу; - классифицировать понятия по их содержанию; - установить логические связи между понятиями. Структуру понятий можно оформить в виде логической схемы (модели курса). Не меньшее значение при подготовке обучающего материала имеет выявление логических связей в изложении материала. Выделение основных понятий, системообразующих учебных элементов (УЭ) можно провести при рассмотрении трех типов связей: - генетическая связь (Г), которая может быть не только непосредственной, но и опосредованной. Этот тип связи характеризует причинноследственные связи при выделении конкретных тем, понятий в рассматриваемом материале; - связь подчинения (П) характеризует родо-видовые зависимости выделенных объектов; - связи соподчинения (С) позволяют рассматривать понятия, зависимости, закономерности как видовые взаимонезависимые, относящиеся к одному роду.
|
|