|
4.6. Контроль и тестирование в компьютерной среде обучения
Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и сформированных умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает - не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося. Контроль при массовой, традиционной форме обучения имеет ряд трудностей, которые не позволяют качественно и с необходимой частотой и глубиной проводить подробный анализ учебной деятельности. Модернизация процедуры контроля в образовательном процессе возможна на базе современной компьютерной техники и средств компьютерной коммуникации. Проведение компьютерного контроля знаний обучающихся является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков) обучающегося. Разведем понятия: компьютерный контроль и компьютерное тестирование. Под компьютерным контролем будем понимать процедуру, позволяющую оценить уровень усвоения и понимания изучаемого материала с целью управления процессом обучения и обеспечения индивидуализации обучения в компьютерной среде. Компьютерное тестирование - это процедура аттестации, установления соответствия личностной модели знаний - требуемой стандартизованной модели знаний. Как видим из определений: - контроль - процедура управления обучением, неотъемлемый элемент самого процесса обучения, в какой бы он форме ни проходил; - тестирование - процедура констатации факта знает - не знает. Безусловно, обе процедуры имеют значение для подготовки специалиста, но они имеют разные целевые функции. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля: Для педагога: - предоставление возможности педагогу оперативной проверки знаний большого количества обучающихся по разным темам, выполнению заданий по дисциплине в комплексе; - освобождение педагога от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации и проведению массового контроля, высвобождение времени для творческого общения с учеником и совершенствования своей профессиональной деятельности; - реализация возможности увеличения индивидуальной работы педагога и обучающегося. Для обучающегося: - повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость педагога, его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени для личного общения, другое); - обеспечение индивидуальности прохождения процедуры контроля, что также повышает достоверность результатов оценки подготовленности; - получение оперативной, достоверной информации о знаниях, полученных в процессе обучения, и о готовности самого обучающегося к восприятию нового материала; - обеспечение доступности прохождения обучения и контроля; - выбор самим обучающимся конкретного режима работы в компьютерной среде, соответствующего его начальному уровню подготовленности, умению сосредоточиться, выбор своей траектории обучения и контроля, что позволит рационально использовать время работы в системе; - подача апелляции при несогласии с результатами проведенного контроля (возможность предложить свой вариант ответа на поставленный вопрос и рассмотреть совместно с педагогом несоответствие своего ответа и предлагаемого системой); - предоставление возможности воспользоваться подсказкой и наводящими вопросами при изучении материала, что значительно улучшает психологическую обстановку при работе в компьютерной среде обучения; - предоставление возможности обучающемуся самопроверки усвоения материала в том режиме работы, в котором ему удобно (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам); - доступность и равноправие всех участников процедуры контроля; - получение полной и достоверной информации о результатах своей работы на разных этапах обучения; - возможность неоднократного повторения процедуры обучения и контроля, что способствует развитию навыков самостоятельной работы, самооценки и самоактуализации. Компьютерный контроль (как и обучение) имеет ряд недостатков: исключение из процедуры контроля/обучения устного речевого компонента; снижение потребности у обучающегося выбора главного в большом объеме информации; в определенной степени «клипповость» обучения; ряд других недостатков. Любое компьютерное средство обучения должно содержать блоки контроля или тестирования, что позволит реализовать главную функцию КСО - управление процессом усвоения знаний и выполнения необходимых практических заданий. Именно управляющая функция КСО имеет определяющее значение для обучающегося при осуществлении самостоятельной работы в компьютерной среде.
|
|