Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.5.2. Алгоритмы контрольно-обучающей и контролирующей программ

  Контрольно-обучающие программы (КОП), моделирующие действия педагога и обучающегося, делятся на следующие виды:
  - программы прямого управления (линейные) - моделируют пояснительно-иллюстративный характер обучения.
  - программы циклические (разветвленные) - способны моделировать проблемный характер обучения и личностно-деятельностный подход к обучению.
  Учитывая, что проблемный и личностно-деятельностный подходы к обучению более способствуют развитию личности, требуют гибкого алгоритма управления и разнообразных видов контроля, при разработке компьютерных средств обучения следует ориентироваться на разветвленный вид управления в программах.
  Важной проблемой при ведении учебной деятельности является вопрос контроля усвоения материала, который к тому же очень трудоемкий. В рамках традиционных форм обучения педагог затрачивает много времени на занятиях для контроля степени усвоения материала, причем этот контроль - итоговый, при ведении которого, в основном, обеспечивается лишь констатация факта «знает - не знает». Следующий этап учебного процесса при такой форме контроля должен выполняться в любом случае, поскольку он носит массовый характер. Не усвоившие материал, в лучшем случае, доработают его самостоятельно или обратятся за консультацией к педагогу, но часто такое «неусвоение» приводит к накоплению пробелов в знаниях, что и является основной причиной неудовлетворительных результатов в учебе.
  Организация непрерывного пошагового контроля при разработке контрольно-обучающих программ позволяет преобразовать процесс обучения, так как дает возможность индивидуально им управлять. Контрольнообучающие программы как разновидность компьютерных средств обучения строятся с использованием различных видов контроля (пошаговый, этапный, итоговый), но в основе функционирования контрольно-обучающих программ лежит пошаговый контроль, что позволяет строить обучающие программы по такому принципу, чтобы разрешать изучение следующей темы (вопроса) только при достаточно полном усвоении предыдущего материала. На рисунке 10 представлен алгоритм контрольно-обучающих программ, реализованных в виде инструментальных сред с разделением функциональной части управления обучением, действиями обучающегося и изучаемым материалом предметной области. Предложенный и реализованный автором еще в 1990 году принцип разделения функциональной и предметной частей позволяет применять созданную инструментальную оболочку компьютерных программ для подготовки автоматизированных курсов обучения и контроля по разным предметам.
  Представленный на рисунке 10 алгоритм контрольно-обучающей программы основан на рассмотренной ранее концептуальной модели учебного процесса. При разработке алгоритма были учтены основные принципы и дидактические требования, рассмотренные выше, предъявляемые к компьютерным средствам обучения. В программе реализовано разноуровневое обучение/контроль, достаточно хорошо проработан блок анализа ответов, вводимых обучающимся. Программа предоставляет возможность ввода ответов в разнообразной форме: альтернативный; вычислительного характера; ответ- маска; ответ свободно конструируемый с учетом смысловых зон, что позволило строить сложные обучающие задания.
  Введенный в программы блок «Апелляция» внес элементы гуманитарной среды, что обеспечило непосредственное общение педагога и обучающегося в процессе работы программы. Разработанные на основе представленного алгоритма контрольно-обучающие программы прошли все этапы разработки и внедрения.
  Алгоритмы разноуровневого и многоуровневого обучения позволяют управлять познавательной деятельностью обучающегося (к примеру, включение блоков апелляции в компьютерные программы обучения и контроля), что позволило повысить не только надежность работы контрольнообучающих программ, но и повысить достоверность оценки результатов работы обучающего в компьютерной среде.
  Дальнейшим развитием представленных алгоритмов контролирующих и контрольно-обучающих программ является алгоритм обучения ПРОБЛЕМА (алгоритм описан в работах автора), главным отличительным признаком которого является предложенная идея контекстного подхода в компьютерном обучении.

Рисунок 10. Граф алгоритма многоуровневого обучения

Рисунок 10. Граф алгоритма многоуровневого обучения

Рисунок 11. Граф алгоритма многоуровневого контроля

Рисунок 11. Граф алгоритма многоуровневого контроля

  На рисунке 11 представлен граф алгоритма многоуровневой контролирующей программы, разработанный автором. Программа зарегистрирована в РОСПАТЕНТ под именем АИССТ (автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования). На модернизированную версию программы, которая в настоящее время является составной частью информационноаналитической системы управления Оренбургского государственного университета в 2011г. получено свидетельство о государственной регистрации в ФС РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
  Наряду с огромными дидактическими возможностями главной проблемой создания контрольно-обучающих программ является высокая трудоемкость.


 
© www.txtb.ru