Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Принципы, положенные в основу разработки компьютерных средств обучения

  Принципы, которые необходимо использовать при создании компьютерных средств обучения, должны соответствовать и общим принципам традиционной дидактики, и принципам компьютерных технологий обучения. Рассмотрим эти принципы.
  Ранее мы уже отмечали, что современная отечественная дидактика выделяет несколько принципов обучения:
  - социальная обусловленность и научность обучения. Определяет необходимость соблюдения в подготовке требований государства, общества;
  - практическая направленность подготовки. Ориентирует обучающихся в процессе подготовки к тому, что им необходимо в практической деятельности;
  - целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении. Определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса;
  - доступность и высокий уровень трудности обучения. Обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил самого обучающегося;
  - сознательность, активность и мотивированность обучающихся определяет позицию и отношение обучающихся к участию в педагогическом процессе;
  - прочность овладения основными составляющими общей профессиональной компетентности;
  - дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
  - комплексность, единство обучения и воспитания.
  Принципы разработки и внедрения компьютерных технологий обучения (КТО) вытекают из общих дидактических принципов теории обучения и ранее рассмотренных подходов и требований к реализации процесса обучения и самообучения в компьютерной среде. Основные принципы разработки компьютерных средств обучения (КСО) вытекают из системы принципов развития самой компьютерной технологии обучения.
  Рассмотрим принципы, выделенные автором, положенные в основу компьютерных технологий обучения.
  Принципы, обеспечивающие развитие компьютерных технологий обучения, рассмотрим по группам: психолого-педагогические, дидактические, технологические и организационно-коммуникативные.
  1. Принцип заинтересованности в обучении. Принцип, опирающийся на внутреннюю потребность личности к развитию. Здесь действует закон возвышения потребностей - основной фактор преобразования внутреннего мира личности. Изменение в потребностях фиксируется как личностные преобразования. Компьютерные технологии обучения, строящиеся на базе новых инструментов - усилителей мыслительной деятельности, предоставляют возможности моделирования особого информационного поля для развития заинтересованности и мотивации обучающегося в достижении учебных и познавательных целей, а, следовательно, и возвышения потребностей.
  2. Принцип адаптивности к индивидуальным особенностям обучающегося. Этот важный принцип традиционных технологий обучения в компьютерной среде может быть реализован не только на содержательном уровне представления учебного материала на разных уровнях сложности, но и с учетом индивидуальных особенностей обучающегося посредством выполнения совокупности необходимых операций и действий обучающегося при изучении материала, что позволяет повысить эффективность освоения учебного материала.
  3. Принцип поисковой активности обучающегося. Одной из важных потребностей развития личности является потребность в новой более сложной деятельности и личностно-значимых результатах этой деятельности. Поиск информации, приобретение новых знаний формирует поведение человека для достижения поставленных целей. Внутреннее восприятие личностью целей деятельности - формирование мотива, адекватного смыслу деятельности, - есть момент возвышения потребности. Реализация принципа поисковой активности в обучении осуществляется применением информационного и личностно-деятельностного подходов в реализации обучения в компьютерной среде (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), реализацией ценностной ориентации в становлении личности (А.В. Кирьякова). Именно принцип поисковой активности обучающегося направлен на решение главной задачи педагогики - научить учиться.
  4. Принцип личной ответственности за свой уровень образования. Основу образовательного процесса компьютерных технологий обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Сформированная потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать жизненной потребностью современного человека в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня.
  5. Принцип самооценки и самоактуализации. Определяющими индивидуальными качествами обучающегося, при использ ованиикомпьютерных технологий обучения, должны стать: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности.
  6. Принцип индивидуализации обучения. Этот принцип получил существенную поддержку в компьютерных технологиях обучения. При реализации КТО есть возможность обеспечить организацию управления познавательной деятельностью с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (скорость и тип мышления, уровень его способностей и начальной подготовленности в данном предмете изучения, уровень тревожности и настойчивости в достижении цели, другое). Реализация принципа индивидуализации обучения и контроля в компьютерной среде основана на технологических принципах разработки интерактивных, адаптивных, разноуровневых и многоуровневых компьютерных средств обучения.
  7. Принцип объективности оценки результатов учебных достижений. Принцип обеспечивается объективностью оценки учебных достижений через ряд критериев: обеспечение стандартизации программ обучения и контроля; обеспечение индивидуальности и независимости прохождения обучения и процедуры разностороннего контроля; исключением субъективных факторов в процессе обучения и контроля (усталость преподавателя, его эмоциональность, отсутствие или недостаток времени для личного общения, другое); обеспечение возможности самопроверки освоения материала в том режиме работы, удобном обучающемуся (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам); оперативностью статистической обработки, достоверности и доступности результатов контроля.
  8. Принцип сотрудничества и наставничества при организации компьютерного обучения. Переход от нормативного к современному образованию обострил проблемы готовности педагога к поиску новых технологий обучения и определению собственной роли и места в этой системе. Трудности, испытываемые педагогом, можно свести к двум проблемам: необходимость перехода от авторитарного управления учебным процессом к совместной деятельности и сотрудничеству; необходимость перехода от репродуктивного подхода в обучении к развитию продуктивной творческой мыслительной деятельности каждого обучающегося. Самая трудная задача в новой модели образования на базе ИКТ - смена личной установки, как педагога, так и обучающегося на самообразование, саморазвитие, сотрудничество.
  9. Принцип повышения демократичности получения образования. Технологии сетевого компьютерного обучения позволяют принципиально изменить отношение самого обучающегося к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни, - в этом основная миссия разновидности компьютерной технологии - технологии дистанционного обучения.
  Основные дидактические принципы традиционной технологии обучения также претерпевают существенные изменения и дальнейшее развитие компьютерных технологий обучения.
  1. Принцип целостности. Принцип целостности обучения (как деятельности обучающего и обучающегося), а также воспитания. Обычно рассматривают систему целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания. Выделим основные составляющие этого методологического принципа: подходы к обучению и взаимодействию обучающего и обучающегося; принцип целостности обучения (система, состоящая из подсистем обучающего и обучающегося, а также новой подсистемы, присущей компьютерным технологиям обучения - компьютерной среды обучения); принцип иерархии познания; принцип единства обучающей и учебной деятельности.
  2. Принцип научности. Принцип научности при организации обучения относится, в основном, к содержательной стороне любой технологии обучения. Для компьютерных технологий обучения принцип научности имеет принципиальное значение, поскольку содержательная сторона информационных, компьютерных и коммуникационных технологий относится к динамично развивающимся технологиям. Перечисленные технологии, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие функциональных возможностей базы компьютерных технологий обучения и влекут за собой выявление новых дидактических возможностей как самой компьютерной техники и средств связи, так и организации новых форм и методик обучения.
  3. Принцип иерархичности структуры целей, содержания изучаемого материала и иерархичности действий при изучении материала. Это принцип вытекает из иерархичности процесса познания, требующего трехуровневого изучения объекта. При изучении любого материала происходит рассмотрение «собственного» уровня изучения; «нижестоящего» и «вышестоящего».
  4. Принцип формализации. Реализация этого принципа в компьютерном обучении позволяет на основе системного подхода получить количественные характеристики оценок уровня деятельности и достижений обучающегося и обучаемого. Разработка методов формализации и представления учебного материала позволяет достичь однозначности, компактности и технологичности предъявления определений, любого обучающего материала, заданий для компьютерного контроля.
  5. Принцип наглядности и доступности. Этот важный принцип дидактики получает новое очень мощное развитие при разработке и применении компьютерных средств обучения, которые являются организационнометодической основой компьютерной технологии обучения. Использование возможностей мультимедийных компьютерных технологий подготовки обучающего и демонстрационного материалов на основе использования разных сред (статической и динамической графики, анимации, аудиосред, сред моделирования, др.) позволяет значительно повысить наглядность изучаемых объектов, процессов, явлений. Следует отметить, что непродуманное использование, излишество применяемых мультимедийных эффектов оформления обучающего материала может привести не к улучшению качества подготовленного материала, а к снижению качества его восприятия и усвоения.
  6. Принцип многоуровневости и разноуровневости возможных траекторий обучения. Возможность построения технологии разноуровневого и многоуровневого обучения, применение интерактивного режима работы компьютерных систем позволяют строить достаточно гибкие обучающие комплексы. Управление процессом учебной познавательной деятельности с помощью компьютерной техники и интерактивного режима работы в различных обучающих средах требует серьезных исследований, поиска сочетания различных технологий обучения и анализа возможностей компьютерных технологий обучения.
  7. Принцип возрастной направленности методов обучения и материала. Принцип как в традиционной технологии, так и в компьютерных технологиях обучения имеет общепринятое понимание.
  8. Принцип распределенности обучающего материала. Учебный материал в традиционной технологии обучения обычно сосредотачивается в учебниках и некоторых дополнительных источниках. Компьютерные технологии обучения имеют возможность предоставить обучающемуся учебный и информационный материал не только одного источника, но и на основе продуманной тематически направленной системы гиперссылок, позволяющих выходить в другие образовательные среды с возвратом в точку активизации гиперссылки. Предоставленная техническая и технологическая возможность погружения в обучающий материал электронных ресурсов практически любого образовательного учреждения, специально организованных информационно-образовательных порталов и обучающих сайтов значительно обогащает методическое и программное обеспечение учебного процесса.
  9. Принцип связи теории и практики. Гиперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий и, наоборот, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами.
  3 группа - технологические принципы
  1. Принцип системности. Принцип системного подхода определяет методологию компьютерных технологий обучения, которая опирается с одной стороны на дидактику, психологию и социологию, а с другой стороны на теорию управления, информатику, системотехнику, эргономику, дизайн и ряд других областей науки и техники. Системный подход в разработке и обосновании компьютерных технологий обучения является методологическим принципом, который позволяет выделить главные составляющие технологий обучения, определить принципиально новые подходы как к разработке самих технологий обучения, так и к организации обучения на базе ИКТ. При разработке компьютерных технологий обучения следует рассматривать системность не только контентную, но и операционную, функциональную. Значение принципа системности огромено по значению и содержанию.
  2. Принцип моделирования учебных действий обучающегося в компьютерной среде, моделирования изучаемых явлений и процессов. Не рассматривая здесь системных свойств компьютерных технологий обучения со всеми признаками (целостность, структурность, свойства связей и др.), следует отметить, что общая теория системного подхода при проектировании педагогических систем компьютерных технологий обучения является определяющей для анализа и моделирования деятельности как педагога, так и обучающегося с применением основной формулы системного подхода: вход; процесс; выход.
  3. Принцип опосредованности общения основных субъектов образовательного процесса посредством созданной компьютерной среды и коммуникационных технологий, обеспечивающих возможность работы в on- и off-line режимах.
  4. Принцип интерактивности. Обеспечение интерактивности обучения с помощью специальных средств и оперативной обратной связи обеспечивается: обработкой действий обучающихся компьютерной системой обучения; реакцией компьютерной системы обучения на действия других субъектов образовательного процесса (педагога, самого обучающегося и других обучающихся); необходимостью обеспечения непосредственного включения педагога в работу системы; совместным обсуждением субъектами образовательного процесса результатов работы, которые компьютерная система должна предъявить на рассмотрение по запросу и педагога, и обучающегося. Именно в таком ключе понимаемая интерактивность позволяет утверждать правомочность предложенного принципа интерактивности, как одного из определяющих принципов образовательного процесса в компьютерной среде обучения, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучению.
  5. Принципы адаптивности, разноуровневости и многоуровневости алгоритмов управления учебной деятельностью обучающегося. Эти принципы управления учебной деятельностью в компьютерной среде имеют определяющее значение для реализации индивидуализации обучения и обеспечения учета индивидуальных особенностей обучающегося.
  6. Принцип распределенности не только обучающего материала, но и субъектов образовательного процесса. Это принцип позволяет обеспечить расширяемость аудитории, практически неограниченные возможности использования дидактических возможностей компьютерных и сетевых технологий подготовки, сохранения и передачи информации субъектам образовательного процесса.
  7. Принцип открытости системы к подключению других систем и модулей. Этот принцип позволяет вести непрерывное совершенствование компьютерных систем обучения как технологической основы современного обучения.
  8. Принцип вариативности. Этот принцип относится к подготовке, периодическому обновлению и оформлению обучающих материалов. Важно создание среды, способной к непрерывному обновлению учебной информации, рекомендаций по выполнению обучающих заданий, другое.
  9. Принцип инвариантности. Этот принцип обеспечивает возможность создания компьютерных инструментальных средств подготовки обучающих и контролирующих курсов на основе сконструированной системы единых при обучении действий как со стороны обучающего, так и обучающегося. Этот принцип не означает, что должны создаваться компьютерные средства обучения по конкретному шаблону, но в основе учебных действий при моделировании компьютерных средств обучения можно выделить типовые ситуации, повторяющиеся практически всегда. Этот же принцип имеет место и в содержании обучающих материалов: справочная информация, архивы исторических документов, другое.
  10. Принцип преемственности и интегрированности. Компьютерные технологии обучения (КТО) обеспечивают дальнейшее применение и совершенствование эффективно используемых ранее выполненных разработок, государственных стандартов и инновационных технологий. КТО основывается на разумном сочетании в образовательном процессе современных информационных технологий и традиционных подходов к организации обучения.
  11. Принцип эргономичности. Здоровьесберегающий принцип. Позволяет контролировать и, в определенной степени, устранять возможные негативные влияния компьютерной техники и программного обеспечения на здоровье пользователя.
  4 группа - организационно-коммуникативные принципы
  Принципы этой группы, положенные в основу разработки компьютерных технологий обучения, понятны без пространных объяснений, поэтому ограничимся их простым перечислением.
  1. Принцип свободы доступа к информационному и обучающему материалу.
  2. Принцип территориальной и временной независимости при организации обучения.
  3. Принцип распределенности субъектов образовательного процесса.
  4. Принцип широкого охвата аудитории - принцип массовости обучения.
  5. Принцип индивидуальности и коллективности при организации обучения.
  6. Принцип реального и отсроченного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях работы компьютерной среды.
  7. Принцип интегрированности образовательных ресурсов и средств обучения в единое информационное и образовательное пространство страны и за ее пределами. Принцип интегрированности образовательных ресурсов тесно связан с принципом распределенности обучающего и информационного материала и позволяет значительно расширить кругозор субъектов образовательного процесса и реализовать принцип интеграции образовательной системы учебного заведения в единое информационно-образовательное пространство страны с выходом за ее пределы.
  Знание принципов организации и развития любой образовательной технологии дает возможность выбирать и разрабатывать необходимые средства обучения, отвечающие определенным требованиям.


 
© www.txtb.ru