|
3.8. Функции и характеристики компьютерного обучения
Прежде чем начать описание и анализ характеристик компьютерного обучения обратимся еще раз к рассмотрению термина технология обучения. С точки зрения известного психолога Е.И. Машбица технология обучения это проекция психологической теории обучения на практику обучения. В педагогической литературе обычно определяют три основные функции технологии обучения: - описательная - раскрывает суть процесса обучения, компоненты системы обучения; - объяснительная - с помощью чего и как использовать компоненты обучения; - проектировочная - как реализовать предполагаемую эффективность технологии. В своих исследованиях ученые показывают, что проектировочная функция предполагает разработку проекта конкретной технологии обучения, подчеркивая, что способов проектирования, в том числе и проектирования технологии образовательного процесса, может быть несколько с достижением одних и тех же результатов при реализации проекта. Исследователем предлагается ряд требований при выборе того или иного варианта построения процесса обучения: - все обучаемые должны достичь определенного качества подготовки - усвоения содержания обучения; - достижение заданного уровня обучения должно быть выполнено наиболее рациональным способом в соответствии с индивидуальными способностями обучаемых даже в условиях работы больших групп; - представление материала для изучения должно способствовать преодолению противоречия между всевозрастающим объемом информации в данной предметной области и ограниченным временем на его усвоение; - соблюдение требований здоровьесберегающих технологий: ди- зайн-эргономических, щадящих психологических и физических нагрузок при работе в компьютерных средах обучения. Определенной методологической основой компьютерных технологий обучения явились идеи программированного обучения, использующие различные технические средства обучения и четкую структуризацию обучающего материала. Постепенно в связи с развитием компьютерной техники появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Для программированного обучения характерно: разбиение учебного материала на кадры, в состав каждого кадра обычно входило учебное задание, рекомендации к выполнению задания и оценка правильности выполнения задания из предыдущего кадра. Компьютер существенным образом изменил управление учебной деятельностью за счет интерактивного режима работы, использования положительных и отрицательных обратных связей, используемых при разработке компьютерных средств обучения. Использование компьютерных технологий обучения и взаимодействия позволяет получать знания не только от педагога, но и самостоятельно, обращаясь к распределенным образовательным ресурсам, глобальному информационному полю, которое имеет тенденцию к экспоненциальному увеличению своего объема. Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей: - неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации; - повышение доступности образования с расширением форм получения образования; - обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни; - развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования; - значительное расширение и совершенствование организационнометодического обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое); - повышение активности субъектов в организации образовательного процесса; - значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса; - обеспечение возможностей реализации индивидуальной траектории обучения; - развитие самостоятельной творческой поисковой деятельности в процессе обучения; - повышение мотивационной стороны обучения; - независимость образовательного процесса от места и времени обучения; - создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом. Процесс обучения, как и любая другая форма интеллектуальной деятельности, очень сложен, имеет свою структуру и выполняет определенные функции. Современная отечественная дидактика выделяет несколько принципов обучения: - социальная обусловленность и научность обучения. Определяет необходимость соблюдения в подготовке требований государства, общества; - практическая направленность подготовки. Ориентирует обучающихся в процессе подготовки на то, что им необходимо в практической деятельности; - целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении. Определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса; - доступность и высокий уровень трудности обучения. Обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил конкретного обучаемого; - сознательность, активность и мотивированность обучающегося. Определяет позицию и отношение обучаемых к участию в педагогическом процессе; - прочность овладения основными составляющими (компетенциями) общей профессиональной компетентности; - дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; - комплексность, единство обучения и воспитания. Компьютерная среда обучения вносит много нового в образовательный процесс, предоставляет дополнительные возможности благодаря расширению технологической основы организации обучения. Рассмотрим основные характеристики обучения в компьютерной среде, выделив пока два класса характеристик (психолого-педагогический и технологический). Психолого-педагогические характеристики: - опосредованность - общение через или с помощью компьютерных средств обучения; - индивидуальность - выбор собственного собеседника и маршрута обучения; - независимость - от времени и места (сетевое общение); - эстетичность - формирование культуры общения.
Рисунок 6. Характеристики обучения в компьютерной среде
Технологические характеристики: - распределенность образовательного материала и субъектов образовательного процесса (использование для общения распределенных собеседников через сеть Интернет); - виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения; - степень использования автоматизированных средств - компьютерные средства обучения могут использоваться в общении в большей или в меньшей степени; - эргономичность - в компьютерных средах обучения должны соблюдаться все санитарно-гигиенические нормы и требования к организации занятий; - расширяемость - подключение любого неограниченного числа собеседников. Внедрение любой новой образовательной технологии и средств обучения - непростая задача. Образовательные технологии и технические средства обучения не могут быть плохими или хорошими сами по себе, лучше или хуже, при сравнении одних с другими. Получение эффективности, интенсивности, активизации или индивидуализации образовательного процесса и коммуникации зависит в большей степени от того, как они используются, какие задачи при их применении решаются. Каждое инновационное средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия - лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.
|
|