|
3.2. Возможности компьютерных технологий обучения
Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей: - неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации; - повышение доступности образования с расширением форм получения образования; - обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни; - развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования; - значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое); - повышение активности субъектов в организации и ведении образовательного процесса; - создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом; - независимость образовательного процесса от места и времени обучения; - значительное совершенствование и обогащение методического и программного обеспечения образовательного процесса; - обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения; - развитие самостоятельной творчески развитой личности; - развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося, развитие новых видов деятельности; - повышение мотивационной стороны обучения и другое. Все перечисленные возможности компьютерной техники позволяют разрабатывать новые технологии обучения, которые могут способствовать повышению качества образования. В зарубежной практике принято следующее понимание технологий обучения на основе активного использования компьютера и информационных технологий (таблица 4). В определенном смысле предложенная классификация видов компьютерных технологий обучения является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.
Таблица 4. Терминология компьютерной технологии обучения
Рассмотрим более детально каждую из предложенных технологий. Компьютерное программированное обучение (CAI) — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ. Изучение с помощью компьютера (CAL) предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI. Изучение на базе компьютера (CBL) отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных средств обучения (в том числе и традиционных — учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то в этой технологии предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучающихся. Обучение на базе компьютера (CBT) подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными. Оценивание с помощью компьютера (CAA) может представлять собой и самостоятельную технологию контроля, однако на практике компьютерный контроль входит составным элементом в другие технологии обучения. В нашем представлении такой подход к классификации компьютерных технологий обучения и контроля не совсем корректен, поскольку практически невозможно разделить представленные технологии на совершенно самостоятельные.
Рассмотрим еще один подход к оценке возможностей компьютерных технологий обучения, который нам представляется более разумным. При организации образовательного процесса в условиях информатизации важно понимать педагогические цели использования возможностей компьютера и современных видов связи. И.В. Роберт рассматривает возможности компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении, выделяя следующие педагогические цели разработки технологии компьютерного обучения и использования компьютерных средств: 1) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: a) развитие мышления, (например, наглядно-действенного, нагляднообразного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления); b) эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа); c) развитие коммуникативных способностей; d) формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных обучающих игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); e) развитие умений осуществлять экспериментальноисследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ); f) формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов); 2) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: a) повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств обучения; b) обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности обучающихся, например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности; c) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей. Важно дополнить рассмотренные выше цели еще одной важной для педагогического процесса (пусть это будет цель 3): 3) совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности: a) значительное расширение информационно-методической поддержки педагогов и обучающихся; b) расширение возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации; c) предоставление возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени; d) создание единой информационно-образовательной среды на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных). Разработка и внедрение компьютерных технологий обучения может значительно повлиять на весь образовательный процесс в компьютерных средах обучения. Как показывает опыт внедрения новой технологии обучения, положительные результаты при внедрении компьютерных технологий обучения дает организация занятий на основе рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм обучения; видоизменение характера общения между преподавателями и обучающимися, использование личностно-деятельностной модели и личностноориентированного подхода в обучении. Компьютерные технологии обучения и контроля становятся основой инновационных образовательных технологий, поскольку позволяют реализовать индивидуальные запросы обучающегося, обеспечивают развитие личности и повышают уровень доступности получения образования и непрерывного повышения квалификации.
|
|