Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.2. Возможности компьютерных технологий обучения

  Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей:
  - неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;
  - повышение доступности образования с расширением форм получения образования;
  - обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;
  - развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;
  - значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);
  - повышение активности субъектов в организации и ведении образовательного процесса;
  - создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом;
  - независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
  - значительное совершенствование и обогащение методического и программного обеспечения образовательного процесса;
  - обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
  - развитие самостоятельной творчески развитой личности;
  - развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося, развитие новых видов деятельности;
  - повышение мотивационной стороны обучения и другое.
  Все перечисленные возможности компьютерной техники позволяют разрабатывать новые технологии обучения, которые могут способствовать повышению качества образования.
  В зарубежной практике принято следующее понимание технологий обучения на основе активного использования компьютера и информационных технологий (таблица 4). В определенном смысле предложенная классификация видов компьютерных технологий обучения является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.

Таблица 4. Терминология компьютерной технологии обучения

Таблица 4. Терминология компьютерной технологии обучения

  Рассмотрим более детально каждую из предложенных технологий.
  Компьютерное программированное обучение (CAI) — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.
  Изучение с помощью компьютера (CAL) предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.
  Изучение на базе компьютера (CBL) отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных средств обучения (в том числе и традиционных — учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то в этой технологии предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучающихся.
  Обучение на базе компьютера (CBT) подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.
  Оценивание с помощью компьютера (CAA) может представлять собой и самостоятельную технологию контроля, однако на практике компьютерный контроль входит составным элементом в другие технологии обучения.
  В нашем представлении такой подход к классификации компьютерных технологий обучения и контроля не совсем корректен, поскольку практически невозможно разделить представленные технологии на совершенно самостоятельные.
  Рассмотрим еще один подход к оценке возможностей компьютерных технологий обучения, который нам представляется более разумным. При организации образовательного процесса в условиях информатизации важно понимать педагогические цели использования возможностей компьютера и современных видов связи.
  И.В. Роберт рассматривает возможности компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении, выделяя следующие педагогические цели разработки технологии компьютерного обучения и использования компьютерных средств:
  1) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
  a) развитие мышления, (например, наглядно-действенного, нагляднообразного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
  b) эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
  c) развитие коммуникативных способностей;
  d) формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных обучающих игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  e) развитие умений осуществлять экспериментальноисследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
  f) формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов);
  2) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
  a) повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств обучения;
  b) обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности обучающихся, например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности;
  c) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
  Важно дополнить рассмотренные выше цели еще одной важной для педагогического процесса (пусть это будет цель 3):
  3) совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности:
  a) значительное расширение информационно-методической поддержки педагогов и обучающихся;
  b) расширение возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации;
  c) предоставление возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени;
  d) создание единой информационно-образовательной среды на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных).
  Разработка и внедрение компьютерных технологий обучения может значительно повлиять на весь образовательный процесс в компьютерных средах обучения. Как показывает опыт внедрения новой технологии обучения, положительные результаты при внедрении компьютерных технологий обучения дает организация занятий на основе рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм обучения; видоизменение характера общения между преподавателями и обучающимися, использование личностно-деятельностной модели и личностноориентированного подхода в обучении. Компьютерные технологии обучения и контроля становятся основой инновационных образовательных технологий, поскольку позволяют реализовать индивидуальные запросы обучающегося, обеспечивают развитие личности и повышают уровень доступности получения образования и непрерывного повышения квалификации.


 
© www.txtb.ru