Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.3.1. Требования к организации режима работы на компьютере

  Компьютеризация учебных заведений выдвинула перед гигиенистами и экологами новые актуальные задачи по изучению условий обучения и работы на компьютере, предъявляет повышенные требования к здоровью пользователей. Обучение с применением компьютера обладает совокупностью ряда специфических особенностей, присущих только этой форме умственной деятельности: восприятие и переработка разнообразной информации в условиях дефицита времени; частое возникновение состояния нервнопсихического напряжения; выполнение значительной части работы в вечернее время и другие особенности, которые сказываются на состоянии здоровья пользователя. Развитие технологии виртуальной реальности формирует симбиоз (интерфейс) «человек - компьютер», в рамках которого не толькочеловек может контролировать работу компьютера, но и компьютер становится активным партнером, который оценивает, прогнозирует и корректирует качество деятельности оператора. Виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности. Более того, уже зарегистрировано немало случаев, когда человек «остается» в виртуальном мире (компьютерный психоз), отказываются от общения с другими людьми.
  Условия работы за монитором противоположны тем, которые привычны для наших глаз. В обычной жизни мы воспринимаем в основном отраженный свет, а объекты наблюдения непрерывно находятся в поле нашего зрения в течение хотя бы нескольких секунд. При работе за монитором мы имеем дело с самосветящимися объектами и дискретным (мерцающим с большой частотой) изображением, что увеличивает нагрузку на глаза.
  Таким образом, характерной особенностью работы за компьютером является необходимость выполнения точных зрительных работ на светящемся экране в условиях перепада яркостей в поле зрения, наличия мелькания, неустойчивости и нечеткости изображения. Экран находится на очень близком расстоянии от глаз, что вызывает длительное статическое напряжение глаз. Кроме того, при работе за компьютером изучаемые (рассматриваемые) объекты зачастую находятся на разном расстоянии от глаз (от 30 до 70 см) и приходится часто переводить взгляд в направлениях экран - монитор - документ и т.д. (по разным источникам от 15 до 50 раз в минуту). Неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней освещенности рабочего места (поверхности стола, экрана, клавиатуры). Нередко на экранах наблюдается зеркальное отражение источников света и окружающих предметов. Все вышеизложенное затрудняет работу и приводит к нарушениям основных функций зрительной системы. Исследования влияния информационных технологий на здоровье пользователя проводились многими учеными. Результаты комплексного исследования влияния ИКТ и гигиенических условий работы в кабинете информатики представлены А.Л. Жураковской .
  Режим занятий с использованием компьютера предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы на компьютере, организации перерывов, а также соблюдения профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.
  Длительность работы на компьютере во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и посадке учащихся определяется возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, предшествующих занятиям с компьютером, а также зависит от конструктивных особенностей мебели, которой оснащен кабинет информатики.
  Непрерывная длительность работы учащихся Х - XI классов на компьютере при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часе учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. Интервал между работой на компьютере на первом уроке и втором должен быть не менее 20 минут, включая перемену, во время которой все учащиеся обязательно должны выходить из класса, а класс должен быть хорошо проветрен в любую погоду.
  Для учащихся VIII - Х классов длительность работы на компьютере не должна превышать 25 минут, VI - VII классов - 20 минут, IV - V классов - 15 минут, I классов (6 лет) - 10 минут. Работа на компьютере должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным особенностям учащихся. Для учащихся VIII - XI классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15-20 минут работы на компьютере, для остальных классов - после установленной длительности работы. Во время уроков могут выполняться физкультурные паузы целенаправленного действия, особенно, для выполнения упражнений для снятия зрительной нагрузки.
  Минимальная длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. При занятиях в школе в одну смену для старших школьников целесообразно устраивать после третьего-четвертого уроков перерыв в 50-60 минут для приема пищи и отдыха. После выполнения запланированных перемен улучшается функциональное состояние учащихся.
  При производственном обучении учащихся старших классов с использованием компьютера в учебно-производственном комбинате или других учебных учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени на практические занятия. Режим работы должен соответствовать требованиям СанПиН с обязательным проведением профилактических мероприятий. Общее время производственной практики учащихся старших классов вне учебного времени с использованием компьютера должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет двумя часами в день. При этом обязательно соблюдение режима работы с проведением профилактических мероприятий через каждые 45 минут - гимнастики для глаз через 20-25 минут и физических упражнений.
  Занятия в кружках с использованием компьютера должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий. Это время должно отводиться для отдыха и приема пищи. Занятия в кружках с использованием компьютера должны проводиться не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II - V классов ( 7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся VI классов и старше до 90 минут.
  Недопустимо отводить время всего занятия в кружках для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся IV - V классов и 15 минут - для более старших учащихся.
  Режим занятий в кружках при работе на компьютере должен соответствовать требованиям, изложенным при организации учебных занятий с обязательным проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз, физкультурные паузы и физкультминутки).
  Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультурными паузами не следует, т. к. проведение их улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга. В целях обеспечения безопасности здоровья пользователей в Российской Федерации действуют Санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ» СанПиН 2.2.2.542-96.


 
© www.txtb.ru