|
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ
При изучении материала этого модуля студент должен понять основные проблемы подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации общества, иметь представление об основных направлениях подготовки учителя информатики в целом, значении и месте изучаемого предмета в общей системе подготовки.
Тема информатизации в настоящее время одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых. Феномен информатизации выведен в число универсальных мировоззренческих категорий, создавший новую триаду - «Материя - Энергия - Информация». Информация и телекоммуникации приобретают не только особый познавательный смысл в современном информационном обществе, но и становятся мощной преобразующей силой в организации его жизнедеятельности. Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию человека и тому, как должно измениться содержание образования, формы и методы его организации для совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов. При этом искомые подходы должны ориентироваться, в первую очередь, не на создание технологических инвариантов и новых стандартов в образовании, а на разработку методик модернизации образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий. Современный взгляд на подготовку специалиста означает формирование профессиональных компетенций, а не просто передачу информации. К профессиональным компетенциям относят: умение принимать решения в ситуациях неопределенности, владение проектной культурой и умение оптимизировать собственную профессиональную деятельность. Рассмотрим, в чем основные особенности нашего времени, в котором катастрофически быстро изменяются жизненные позиции молодежи, переосмысливается привычный мир ценностей. Мы вступили в XXI век - век информатизации и глобальных перемен в жизни мирового сообщества, в котором созданы, по словам известного политолога Е. Островского, практически два типа сетей. По одному типу сетей связаны компьютеры, а по другому - непосредственно люди. Многоуровневый маркетинг (прим. авт. - второй тип сетей) необычайно похож на Интернет, но только построен он на живом материале. Что это означает? Это означает, что на первый план в ближайшее время выйдет не способность осваивать простейший набор операций (то есть, не хорошая обученность), а умение обучаться, более того, способность к переобучению, ибо только люди, которые способны переобучаться 7-8 раз в течение своей жизни, окажутся эффективны и конкурентоспособны на рынке труда. Иначе говоря, в будущем мире окажется востребованным только тот, у кого появится специфическое качество: способность к переобучению. Можно сказать иначе - появится способность к изменению, способность к самоиз- менению. Способен ли каждый человек к таким преобразованиям? Безусловно, нет! Кризис в экономике не мог не сказаться на развитии системы образования. Последствия кризиса в образовании не были видны сразу, поскольку не требовались квалифицированные кадры в условиях развала производства в стране за последние десятилетия. Но последствия кризиса в экономике негативно сказались и на системе образования. Сейчас это стало понятно всем, поэтому и принимаются национальные программы развития образования. Нам всем необходимо понять, переосмыслить абсолютные ценности, которыми жила страна многие десятилетия и столетия. Но самое важное - это проанализировать причины нашей, в большинстве случаев, неспособности безболезненного перехода к жизни в новых социально-экономических условиях. Как должны измениться условия воспитания нового поколения? Какую систему ценностей необходимо формировать, чтобы человек не оказался в состоянии шока перед реальной сложностью мира? Почему все чаще встречаются выводы исследователей-психологов, что высокий интеллект не является залогом жизнестойкости в современном достаточно жестоком мире? Много вопросов. В контексте этого высказывания и требований времени нас будут интересовать следующие вопросы: Каким должно быть образование в условиях информатизации общества? Как должно измениться содержание, формы образования? Как должны измениться требования, предъявляемые к подготовке специалистов в вузах, в первую очередь, учителей информатики? Государство предпринимает некоторые шаги в перестройке образования, часть из них может внести некоторые положительные изменения в систему образования, это относится, в основном, к разработанным Федеральным целевым программам (ФЦП): «Электронная Россия»; «Развитие единой образовательной информационной среды»; «Интеграция науки и высшего образования России» и ряду других. Практически все программы ставят близкие по сути цели, порой дублирующие друг друга. Среди основных целей можно выделить следующие: - обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости; - преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество; - повышение качества образования во всех регионах России; - расширение и углубление подготовки специалистов по информационным технологиям и подготовка квалифицированных пользователей информационными технологиями и средствами; - сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; - создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий и компетентностного подхода; - укрепление и развитие единого информационного образовательного пространства на всей территории страны; - развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России - фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках; - формирование нового мышления в постиндустриальном обществе. Мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров информатизации образования в государстве. К первому типу ориентиров относится расширение доступности образования за счет применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Надо отметить, что под этим понимается не только и не столько расширение доступа к использованию ИКТ школьникам и студентам, но, прежде всего, обеспечение гибкого и непрерывного образования взрослого населения страны (реализация тезиса - «образование длиною в жизнь»). В этом случае индикатором успешности реализации различных образовательных программ стало бы увеличение числа обучающихся любого возраста. Ко второму типу ориентиров относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае индикатором успешности программ информатизации могли бы стать: расширение использования распределенных информационных ресурсов в обучении, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. В ФЦП на уровне государственных органов нашей страны рассматриваются вопросы необходимости пересмотра системы образования на основе современных достижений науки и техники. Современные высокоскоростные формы развития общества требуют не просто повышения качества образования, а его принципиального изменения, поскольку пресс времени, сжатие времени вызывает необходимость формирования разнообразия образовательных стандартов, которые востребованы уровнем развития мирового сообщества. В условиях развития информационного общества всесторонне развитая личность становится решающим фактором экономического развития страны и, в целом, - общественного прогресса. Исследования показывают, что стремительное ускорение научнотехнического прогресса приводит к тому, что полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устареть, прежде чем выпускники успеют получить дипломы. Об этом говорят многие ученые, педагоги, философы и политологи-стратеги экономического развития страны, об этом свидетельствует сама жизнь. Таким образом, веление времени - необходимость существенного изменения в подготовке специалистов любого профиля, в первую очередь, в подготовке учителя информатики. Предлагаемый к изучению курс «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» (ИИКТО) введен в программу подготовки учителя информатики именно с целью рассмотрения и поиска решения вопросов комплексного владения информационными и коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности учителя. Материал пособия «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» разбит на логические модули, отражает все разделы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО). Содержание и методики, представленные в пособии, были положены в основу лекционнопрактического курса, прочитанного будущим учителям информатики и на курсах повышения квалификации учителей школ города и области.
|
|