|
3. Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц
По мнению авторитетного специалиста в области реинжиниринга образовательных систем профессора Д. Бадарча [2, 3], одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, расположенных на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект- объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841). С точки зрения этой образовательной концепции, несомненной положительной стороной которой является соединение обучения с воспитанием, преподаватель всегда учит, он является источником знаний и ведущим звеном системы педагогического процесса. Студент учится в основном под руководством преподавателя и лишь изредка самостоятельно. Преподаватель выступает субъектом учебно-воспитательного процесса: именно он определяет цели и задачи обучения, его содержание, использует сложившиеся принципы, методы, средства и формы обучения. Студент - объект учебновоспитательного процесса. Его роль чаще пассивна и сводится к пониманию, запоминанию и своевременному использованию заученной информации. Строгая дисциплина, порядок и послушание - важные составляющие педагогической концепции И.Ф. Гербарта. Студенты и преподаватели, имеющие собственную точку зрения, отличающуюся от общепринятой, не принимаются и отторгаются такой системой обучения. Противоположную точку зрения в педагогике обосновал американский педагог Д. Дьюи (1859-1952). Согласно подходу Дьюи к процессу образования [3], студент сам решает, чему и как ему следует учиться. Основным критерием оценки процесса обучения и воспитания в этом случае является развитие студента. Преподаватель должен лишь внимательно наблюдать за студентами и направлять их активность в ту или иную сторону. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Такая концепция обучения получила название субъект-субъектной и по инициативе Д. Дьюи была реализована в процессе начавшейся в начале ХХ в. реформы американской системы университетского образования. До 1900 г. в американских университетах, как и в вузах других стран, доминировала модель классического немецкого университета, которая сложилась к середине ХІХ в. Американская система университетского образования, унаследовав от немецкой модели все лучшее, в том числе идеи Гумбольдта об интеграции учебного процесса и научных исследований, обогатила ее идеями либерализма, уважения принципов равенства прав всех субъектов образовательного процесса, в частности, права студента влиять на содержание образовательной программы и самостоятельно определять темпы и сроки ее освоения. К концу ХХ в. либеральная субъект-субъектная модель университетского образования стала превалирующей в высшем образовании большинства стран, уважающих демократические ценности. Наиболее полно субъект-субъектная концепция образования реализовалась в рамках сформировавшейся на основе ее принципов специфической формы организации учебного процесса, получившей за рубежом название кредит-системы, для которой в России используется термин- аналог - система зачетных единиц. Переход к системе зачетных единиц связан со сменой педагогической парадигмы образовательного процесса и затрагивает все аспекты деятельности университетов. Как показывает опыт реинжиниринга образовательных систем [3], попытки проведения реформ в условиях неполной информации не получают широкой поддержки и понимания среди вузовских преподавателей. Поэтому одной из первых задач, которую необходимо решать, является тщательное изучение позитивного зарубежного опыта, его осмысление с позиций национальной специфики и доведение адаптированных моделей до широкой научно-образовательной общественности. Требуется необходимая специальная переподготовка менеджеров и преподавателей вуза, направленная на усвоение сути системы зачетных единиц, тщательную отработку всех составляющих новой педагогической технологии. Автор надеется, что в этом менеджерам и преподавателям вузов поможет изучение раздела 3 предлагаемого учебного пособия.
|
|