|
5.5. Перспективные задачи модернизации российской системы классификации и стандартизации в образовании
Важнейшими общими задачами либерализации российского профессионального образования на данном этапе являются задачи демонтажа отдельных явно устаревших моделей в управлении образованием, отказа от жесткого регулирования и перехода к введению элементов законодательства рамочного типа, оптимально регулирующего систему высшего образования в условиях вхождения российского образования в общеевропейское образовательное пространство. Задачи ближайшей перспективы либерализации российской системы классификации и стандартизации образовательных программ могут быть охарактеризованы следующими основными положениями (рис. 3): 1. Вместо существующих трех общероссийских классификаторов в сфере образования необходимо ввести сформированный в соответствии с международными требованиями единый для всей системы образования Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП), независимый от перечней образовательных программ, реализуемых учебными заведениями профессионального образования. Подсистему горизонтальной классификации ОКОП целесообразно построить с учетом требований МСКО-97. Подсистема вертикальной классификации ОКОП должна учитывать сложившуюся систему и перспективы развития уровней и ступеней российской системы образования в целом и включать совместимые с международными классификационные описания квалификаций, ступеней и уровней с использованием компетентностного подхода Европейской системы квалификаций и требований МСКО-97. 2. Состав реализуемых в учебных заведениях профессиональных образовательных программ будет, как и в настоящее время, определяться соответствующими перечнями. Образовательным программам, включенным в перечни, коды будут присваиваться в соответствии с правилами классификации ОКОП. Перечни будут утверждаться и корректироваться Министерством образования и науки Российской Федерации. В отличие от действующего порядка, внесение изменений в действующие перечни не будет требовать внесения изменений в ОКОП, что существенно упростит поддержание его в актуальном состоянии. 3. Третье поколение государственных образовательных стандартов профессионального образования (ГОС-3) предлагается реализовать в виде двухуровневой системы. Первый уровень будет являться инвариантным к предметной области образовательных программ и общим для всех уровней и ступеней профессионального образования. Одно из возможных названий документа, реализующего эту функцию, - «Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСКРФ)». НСКРФ будет регламентировать требования к образовательным программам профессионального образования по всем уровням и ступеням, предусмотренным вертикальной составляющей национальной системы классификации образовательных программ. Она же будет выполнять функции национальной рамочной структуры квалификаций (НРСК), сопряженной с Европейской системой квалификаций, и по возможности включать все элементы, предусмотренные структурой ЕСК и механизмами её сопоставления с НРСК.
Второй уровень будет представлен «Государственными образовательными стандартами (ГОС-3)» образовательных программ. Макеты ГОС-3, устанавливающих государственные требования к содержанию и условиям реализации образовательных программ высшего профессионального образования, будут разрабатываться по направлениям подготовки, для других уровней профессионального образования - по специальностям и профессиям каждого уровня профессионального образования с учетом их специфики.
Рис. 3. Перспективная схема системы классификации и стандартизации образовательных программ Российской Федерации
4. Для расширения реального уровня автономии ведущих российских университетов действующий порядок государственной аккредитации образовательных программ должен быть изменен (упрощен) в отношении университетов и академий (далее условно - автономные вузы), получивших особый аккредитационный статус.Получение особого статуса должно быть связано не только с признанием научно-педагогическим сообществом и профильными ассоциациями работодателей ведущей роли университета в той или иной сфере науки, техники и технологий, но в том числе - с признанием его традиционно высокого уровня ответственности за качество и результаты образовательной деятельности. 5. Существенно поднимается уровень ответственности автономных вузов. Они становятся плацдармами отработки основных элементов либеральной модели образования, предполагающей существенное снижение уровня государственного регулирования и повышение реальной автономии университетов. Автономным вузам разрешается произвольно совершенствовать действующие и открывать любые, в том числе заказываемые государством и субъектами региональных экономик, а также пользующиеся спросом граждан и работодателей инновационные образовательные программы, в том числе не предусмотренные действующим перечнем образовательных программ ВПО. Разработка таких программ будет осуществляться автономными университетами только в соответствии с требованиями Национальной системы квалификаций Российской Федерации (НСКРФ). Содержание образовательных программ, условия и технологии их реализации будут определяться «Внутривузовскими стандартами образовательных программ», постоянное развитие которых явится одним из основных механизмов обновления содержания образования и ГОС-3 по направлениям подготовки. Действующие (созданные) на базе ведущих вузов Учебнометодические объединения становятся методическими центрами, которым предоставляется право подготовки Государственных образовательных стандартов по закрепленным за вузом направлениям и профилям подготовки, предусмотренным действующим Перечнем (ГОС-3 направлений подготовки, обязательные для применения во всех вузах, кроме автономных). Автономные вузы становятся инициативными центрами и пилотными площадками по созданию независимой от органов управления образованием системы аккредитации профессиональных образовательных программ, при этом ориентируются на широкое сотрудничество в этой сфере с профессиональными сообществами и объединениями работодателей.
Темы для дискуссии
Раздел 5.1 • Выразите свое отношение к проблемам российской модели управления образованием и предложите подходы к их решению, в части:
- обеспечения сбалансированности рынков труда и образовательных услуг;
- открытия новых и обновления содержания реализуемых образовательных программ;
- обеспечения реальной автономии университетов;
- либерализации систем классификации и стандартизации образовательных программ. Раздел 5.2 • Прокомментируйте основные задачи ЕСК. Какие, по Вашему мнению, положительные и отрицательные для России аспекты может иметь ориентация на обеспечение сопоставимости национальной системы квалификаций с ЕСК? • Что такое Национальные рамочные структуры квалификаций (НРСК)? Как они связаны с ЕСК? Какие внутренние российские документы выполняют сейчас роль аналога НРСК? Нуждаются ли они в совершенствовании и почему? Раздел 5.3 • Охарактеризуйте основные недостатки и возможные пути совершенствования сложившейся системы классификации в профессиональном образовании России. Раздел 5.4 • Охарактеризуйте место и функции перечней направлений подготовки, специальностей и профессий в системе классификации и стандартизации в профессиональном образовании России. • Кого и чем не устраивает действующий Перечень направлений подготовки и специальностей ВПО? С достижением каких главных целей связаны задачи его переработки? Раздел 5.5 • Может ли Национальная структура квалификаций Российской Федерации (НСКРФ), разрабатываемая как сопоставимая с ЕСК, исполнять роль государственного образовательного стандарта или она должна служить только основой для разработки государственных стандартов образовательных программ уровней профессионального образования? • Как должны быть взаимосвязаны НСКРФ и Общероссийский классификатор образовательных программ? • Охарактеризуйте функции и возможный состав «Внутривузовских стандартов образовательных программ». Как они связаны с НСКРФ и с государственными образовательными стандартами. • Охарактеризуйте роль автономных вузов в перспективной схеме классификации и стандартизации РФ.
Рекомендуемые дополнительные учебные материалы к разделу 5
1. Олейникова О.Н., Муравьева А. А. Системы квалификаций в странах европейского союза. - М.: Национальная обсерватория профессионального образования Российской Федерации, 2004. 2. Общероссийский классификатор специальностей по образованию: Госстандарт России. - М.: Издательство стандартов, 2004. 3. Международная стандартная классификация образования (МСКО). ЮНЕСКО, 1997. 4. Европейская система квалификаций. Проект, 2005. 5. Fields of Education and Training. EUROSTAT, 1999.
|
|