|
3.4.3. Компетентностный подход
Реализация компетентностного подхода в ГОС-3 потребует внесения серьезных корректив в использовавшиеся в ГОС-2 привычные модели квалификационных характеристик выпускника, описания требований к его знаниям, умениям и навыкам. Общеевропейские подходы к выработке общего понимания содержания квалификаций и результатов обучения базируются на компе- тентностном подходе и попытках по возможности четко установить в терминах компетенций соответствия в триаде «требования к подготовке - содержание образовательной программы - результаты обучения». Условием создания единой Европейской системы квалификаций (ЕСК) является наличие согласованной, ясной и прозрачной для всех стран, легкой в применении системы дескрипторов, используемых для описания требований к знаниям, умениям и широким компетенциям выпускников на каждом из определенных в ЕСК квалификационных уровней (см. раздел 5.2). На семинаре в Копенгагене (январь 2005 г.) рабочая группа по Болонскому процессу предложила основанную на так называемых «Дублинских дескрипторах» следующую структуру описаний требований к выпускникам трехцикловой системы уровней общеевропейского пространства высшего образования [4]: Квалификации первого цикла (бакалавр. - Прим. авт.) должны присуждаться выпускникам, которые: • продемонстрировали знание и понимание изучаемой области на уровне, поддерживаемом учебниками повышенного уровня сложности; • могут применять свои знания и понимание демонстрируя профессиональный подход в работе или на занятиях; • обладают способностью собирать и интерпретировать соответствующие данные; • способны донести информацию, идеи, проблемы и решения до специалистов и неспециалистов; • обладают навыками обучения, позволяющими продолжить учебу с большой степенью самостоятельности. Квалификации второго цикла (магистр) присуждаются выпускникам, которые: • продемонстрировали знание/понимание, обеспечивающее основу для оригинальности в развитии и применении идей, а также при проведении научных исследований; • могут применять знание и способность решения проблем в новой среде в более широких контекстах, относящихся к их области обучения; • способны интегрировать знания, преодолевая возникающие при этом трудности; • могут ясно излагать свои выводы специалистам и неспециалистам; • обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжить учебу. Квалификации третьего цикла (доктор) присуждаются выпускникам, которые: • продемонстрировали глубокое понимание тематики изучаемой области и владение навыками и методами исследования данной сферы; • продемонстрировали способность задумать, разработать, реализовать и адаптировать реальный процесс исследования; • внесли существенный вклад своими оригинальными исследованиями, ряд которых получил отклик в национальных и зарубежных изданиях; • способны к критическому анализу, оценке и синтезу новых идей; • могут общаться с коллегами и обществом в целом по своим областям профессиональных знаний; • смогут содействовать технологическому, социальному и культурному развитию в обществе , основанном на знании.
Российская педагогическая наука имеет богатые традиции исследований в области формализации требований к профессиональной подготовленности выпускников образовательных заведений. Упомянем лишь такие из наиболее известных моделей формализации требований к содержанию образовательных программ, как «деятельностный подход» и «модель специалиста». К сожалению, результаты научных исследований в этой области в рамках идеологии ГОС-1 и ГОС-2 не вполне удалось трансформировать в конкретные методологии проектирования, адекватного требованиям стандартов содержания образовательных программ. Поэтому переход в ГОС-3 от традиционного к компетентностному подходу для описания требований к образовательной программе и результатам ее освоения не грозит какими-либо издержками российскому образованию. Но он будет способствовать сближению позиций и взаимопониманию с зарубежными коллегами и уже послужил стимулом для начала нового этапа научного творчества в этой области в России.
В этой связи особо подчеркнем, что исследования эти должны быть направлены не на разработку собственных национальных дескрипторов, а в первую очередь, на подкрепление позиции российских экспертов в достижении консенсуса с нашими европейскими коллегами в отношении общей системы дескрипторов, средств оценки соответствия компетентности выпускников предъявляем к ним требованиям, особенностям педагогических технологий и других элементов образовательной и воспитательной среды вуза, обеспечивающих формирование в течение периода обучения у выпускников всех, характеризующих уровень их профессионализма и готовности к трудовой деятельности компетенций: системных, личностных, инструментальных, коммуникативных и других, о которых международное сообщество договорится, как об обязательных для оценки уровня квалификации выпускников вузов.
|
|