|
Предисловие
С момента официального присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году автора, тогда заместителя директора Научноисследовательского института высшего образования, с возрастающей регулярностью начали приглашать выступить перед аудиториями вузовских преподавателей, деканов, заведующих кафедрами, методистов и научных работников, руководителей аспирантур и других подразделений высших учебных заведений. Вузовскую научно-педагогическую общественность все более интересовал широкий круг вопросов, связанных с модернизацией российского образования, зарубежным опытом функционирования образовательных систем и возможностями его использования для преодоления нараставших в отечественном высшем образовании кризисных явлений, вызывающих глубокую обеспокоенность российского общества. Первоначально разрозненная тематика выступлений постепенно интегрировалась в курс лекций, базирующийся на общей системной основе программ модернизации российского образования и его интеграции в общеевропейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса. Оказалось, что внешние и внутренние побудительные мотивы модернизации очень близки и взаимодополняют друг друга. При этом очень важным явился вывод о невозможности добиться положительных сдвигов, пытаясь исправить лишь отдельные недостатки и негативные тенденции в развитии образовательной системы России. Дальнейший анализ все более убеждал в том, что только комплексная модернизация всех аспектов функционирования образовательного комплекса, включающая не только совершенствование организационных и методических аспектов, но и коренную перестройку системы социальных и экономических отношений в образовании способна привести к положительным результатам. Окончательно предлагаемое учебное пособие сформировалось в процессе проведения автором учебных занятий со слушателями Института повышения квалификации Московской финансово-юридической академии и при подготовке учебного курса в рамках Всероссийского образовательного мастер-класса в области менеджмента, проходившего в г. Самара в феврале и апреле 2006 г. Подготовка к всероссийскому мастер-классу, потребовала дополнить лекционную часть учебного курса практикумом, имевшем целью выработать у слушателей умения, необходимые для разработки инновационных учебных планов и программ, инструктивных материалов, регламентирующих организацию учебного процесса в системе зачетных единиц, активизацию учебной работы преподавателей и студентов, доступ к образованию различного уровня. Одной из задач включенного в учебное пособие практикума было намерение показать, что конкретные действия по реформированию российского высшего образования в духе Болонских преобразований - дело самих университетов, их инициативы и их творчества. Никто не даст вузам ни готовых инновационных решений, ни инструкций по их реализации - их надо разрабатывать и внедрять самим, при этом активно добиваясь от органов управления образованием необходимого расширения институциональных прав и свобод, обеспечения реальной университетской автономии. Только университеты могут указать органам управления образованием, что им мешает двигаться вперед, какие нормативные и законодательные акты нуждаются в скорейшем изменении или отмене. Задача же органов управления образованием - чутко и по возможности оперативно реагировать на эти запросы. В этой связи отмечу, что разделяю мнение европейских экспертов о том, что существующий уровень законодательной и нормативной регламентации «в образовании некоторых стран Восточной Европы» является избыточным и лишает их системы образования необходимой гибкости в реализации потенциала развития в духе общеевропейского понимания. В предлагаемом учебном пособии автор старался отойти от описания того, что, где и как происходит. Главная задача пособия - показать, что необходимо изменить и как это можно сделать в российском образовании. Ответы на вопросы, «Что и как можно сделать», автор всегда искал и ищет по сей день в общении с представителями академического сообщества преподавателей и ученых российской высшей школы. Особенно хочется отметить плодотворность многолетнего общения с коллегами по работе в Научно-исследовательском институте высшего образования профессорами Зуевым В.М., Савельевым А.Я., Семушиной Л.Г. Значимое влияние на формирование позиции автора по организационно-экономическим аспектам модернизации образования оказало творческое общение с коллективом кафедры экономики социальной сферы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, возглавляемой прекрасным человеком и ученым Е.Н.Жильцовым. Особо хочется выделить возросшую в последние годы реформаторскую роль Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, возглавляемого профессором Н.А.Селезневой. На организованный центром ежемесячный методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» собираются специалисты не только из российских регионов, но и из стран СНГ. В значительной мере это заслуга руководителя семинара профессора В.И.Байденко, чей подвижнический труд сделал для многих в России возможным не только оперативно знакомиться с документами Болонских конференций и семинаров, но и сверять свои впечатления о них по регулярно публикуемым интересным и актуальным аналитическими работам самого Валентина Ивановича. Из зарубежных коллег хочу поблагодарить за всестороннюю помощь в подготовке учебного пособия профессора Д.Бадарча, известного специалиста по реинжинирингу образовательных систем, ныне - директора Бюро ЮНЕСКО в Москве, с которым автора связывают давние творческие и дружеские связи. Накопленный опыт организации и проведения учебных занятий показывает, что предлагаемое пособие может составить содержательную основу курса повышения квалификации преподавателей и менеджеров учреждений образования, предусматривающего теоретические и практические занятия в объеме от 36 часов. Учебная программа может предусматривать дополнительное время на самостоятельную работу слушателей и выполнение выпускной итоговой работы. Примерные задания на итоговую работу по наиболее важным разделам учебного курса включены в состав практикума, завершающего разделы учебного пособия. При самостоятельном освоении учебного материала полезно проверять себя, отвечая на вопросы, выносимые на обсуждение по завершении изучения очередного раздела. Автор приносит свою искреннюю признательность доктору экономических наук профессору В.М.Зуеву и доктору педагогический наук профессору В.И.Блинову за ценные критические замечания, сделанные ими при рецензировании данного учебного пособия. Буду признателен всем, кто пришлет на адрес электронной почты автора [email protected] свои отзывы, замечания и предложения, а также примеры выполненных итоговых заданий.
Автор
|
|