Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 2. Основные факторы развития личности

  Понятие о процессе развития личности.
  Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильно вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
  Рассмотрим основные понятия.
  Фактор (от лат. - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
  Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
  Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.
  Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, интеллектуальном росте.
  Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.
  Социализация (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
  Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие, психическое (процессы восприятия, мышления и пр.) и социальное (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).
  Развитие личности - одна из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, а педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.
  Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений, характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные, преобразование физических, психических и духовных характеристик личности.
  Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.
  Биологизаторский подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Тестирование и деление на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями (по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни).
  Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде (детей из разных социальных слоев надо учить по-разному).
  Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственность) социального (общество, семья, социальные институты). Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых педагогическая наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка.
  Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.
  Внутренние факторы развития личности: активность самой личности - ее чувства, воля, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.
  Значение наследственности и среды в формировании личности.
  Процесс и результат человеческого развития детерминируются совместным воздействием следующих факторов - наследственности, среды и воспитания.

Рисунок

  Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения - наследственность - передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей (анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, обусловливающее характер; физиологические особенности: группа крови, резус-фактор, формы обмена веществ; аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера).
  Наследуются задатки - потенциальные возможности для развития способностей - индивидуально-психологических особенностей личности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талант (греч.) - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
  Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, педагогические и др.).
  Рассмотрим иерархию способностей, которые может развить человек в течение жизни, опираясь на заложенные генетически задатки.
  1. Задатки.
  2. Общие способности - уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, речь, работоспособность и др.
  3. Специальные способности.
  4. Групповые способности - группируются на базе задатков, общих и специальных.
  5. Профессиональные способности.
  Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных (что наследуют дети - готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?), специальных и моральных качеств.
  Удастся ли индивиду развить свои способности, зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека.
  Современная педагогика делает акцент на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.
  Открытым остается вопрос о наследовании моральных (духовных) качеств.
  Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может (примером могут служить так называемые дети - «маугли»).
  Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяются: ближняя среда (домашняя) и дальняя (социальная) - общественный строй, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.
  Единства в оценке влияния среды на формирование человека среди педагогов нет. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашняя среда. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов, взглядов, ценностных ориентаций.
  Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. «Каждый последующий воспитатель делает для человека не соизмеримо меньше, чем предыдущий» (Жан-Жак Руссо).
  Что же оказывает большее влияние на развитие человека - наследственность или среда? Мнения специалистов разделились. Полученные результаты противоречивы и свидетельствуют лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова.
  Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.
  Воспитание, деятельность и общение как факторы развития личности.
  Влияние наследственности и среды корректируются воспитанием, которое признается главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
  Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полной бессильности и бессистемности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «воспитание может все» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
  Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание - это заполнение пробелов в наследственной программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
  Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. (Воспитание человека и детенышей обезьяны).
  Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.
  Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного наследственности и среды.
  Люди поддаются воспитанию неодинаково, поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе. Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.
  Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
  «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить» (А.Дистервег).
  Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия, два способа существования человека.
  Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Основные виды деятельности - игра, учение, труд.
  Существуют различные классификации видов деятельности: социология: трудовая, общественно-политическая, художественно-творческая, научная и т.д.; педагогика: трудовая, учебная, игровая; психология: изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.).
  Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
  - обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
  - становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  - является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
  - создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
  - является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
  - обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
  Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.
  Деятельность может быть активной и пассивной. Активность, например, в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник - потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.
  Чтобы деятельность была эффективной педагогу необходимо знать:
  - психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;
  - природу человеческих потребностей и мотивов деятельности;
  - ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды развития человека.
  Педагогу необходимо уметь:
  - планировать деятельность: учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей;
  - формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
  - обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций.
  Особым видом деятельности человека является общение.
  Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
  Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
  Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: общаясь с другими людьми , анализируя отношение других людей к себе, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания. «Единственная роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).
  Виды общения
  По составу участников:
  Межличностное - деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК; по характеру взаимоотношений: служебное, служебнотоварищеское, дружеское.
  Личностно-групповое - деловое, как правило, общение в системе ЧЕЛОВЕК - ГРУППА; по характеру взаимоотношений: служебное и служебнотоварищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой.
  Межгрупповое - деловое общение в системе ГРУППА - ГРУППА; контакт двух или нескольких общностей.
  По степени опосредованности:
  Непосредственное — общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.
  Опосредованное - общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т. п.
  По продолжительности: кратковременное и длительное.
  По завершенности: законченное и незаконченное или прерванное.
  СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
  Коммуникативная сторона - обмен информацией между субъектами общения.
  Интерактивная - построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
  Перцептивная - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
  Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
  В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Содержание коммуникативного аспекта составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами в связи с предметным взаимодействием. В предметное взаимодействие педагог и учащиеся могут вступать на уроке, в процессе подготовки и проведения мероприятий и т.д. Педагогический эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности - познавательной, художественной, трудовой и др., но и уровнем коммуникативного взаимодействия воспитателя с воспитанниками и последних - друг с другом.
  Среди основных направлений коммуникативного взаимодействия можно выделить следующие: согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; создание отношений совместимости, взаимопонимания, сопереживания; формирование культуры общения учащихся.
  Проблема возрастных и индивидуальных различий.
  Возрастная периодизация.
  Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
  В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые отличают данного человека от других.
  Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности).
  Возрастная периодизация (педагогическая): 1) младенчество (до года); 2) преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный (от 3 до 6 лет); 4) младший школьный (6 - 10 лет); 5) средний школьный (10 - 14 лет); 6) старший школьный (14 - 17 лет). Основу данной периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.
  Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно основываться на возрастных особенностях детей. Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.
  Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.
  Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

  Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
  Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:
  - в молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее, а по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;
  - физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.
  С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:
  - между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития;
  - с возрастом темп духовного развития замедляется;
  - духовное развитие людей протекает неравномерно; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;
  - по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.
  Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу.
  Педагог должен знать:
  - структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;
  - движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;
  - возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;
  - внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
  Педагог должен уметь:
  - осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования;
  - определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности;
  - учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;
  - анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;
  - координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.


 
© www.txtb.ru