|
Тема 5. Управление инновационными процессами развития школы
Управление инновационными процессами. Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего- либо нового. Применительно к педагогическому процессу это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учеников. Инновации в цикле своего развития имеют определенные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Инновационный процесс - это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая из которых понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы. В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Результатом инновационных процессов является использование как теоретических, так и практических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов. Управление ими обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и использование в профессиональной деятельности новых концепций, теорий, идей, технологий, методик, передового педагогического опыта. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: - обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа; - усилением гуманитаризации содержания образования; - непрерывным изменением объема учебных дисциплин; - введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения; - изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств; - вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения; - созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием предполагаемых результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности учителей-практиков к инновационной деятельности. При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. В конкретной программе определяют исходную позицию деятельности каждого члена коллектива, прогнозируют окончательный результат деятельности, определяют время для достижения намеченной цели, обеспечивают улучшение существующих условий. При управлении инновационными процессами важное место занимает контроль за результатами. Назначением и задачами контроля являются: - аналитическая оценка достигнутых результатов, соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности; - оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива; - оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий; - формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции. Процесс обновления систем внутришкольного управления в конкретном образовательном учреждении во многом зависит от интенсивности, целенаправленности, содержания инновационных процессов в нем, а также в других образовательных учреждениях. Тенденции развития внутришкольного управления: - объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления; - рост требований к качеству управленческой деятельности в школе; - появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами; - развитие систем внутришкольного управления. Инновационные процессы в системах внутришкольного управления: - переход к личностно-ориентированному обучению; - включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей; - осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся; - ориентация на демократическое, гуманистическое управление; - осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей; - учет конкретного социального заказа; - подготовка программ и концепций развития школы и др. Существенные изменения в правовом статусе образовательных учреждений, состоянии объекта управления, его задач привели к возникновению новых функций управления. К числу таких изменений относят: - расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления; - отражение этого процесса в управленческом сознании; - обогащение образа управляемого объекта; - появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений; - существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов; - освоение стратегического и долгосрочного планирования; - возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы); - освоение новых видов управления. Новым явлением стало выделение в составе управленческих функций специальных функций развития и управления инновационными процессами. Школы начали осуществлять работу по анализу своей внешней среды и прогнозу тенденций ее изменения в будущем. Усилилось внимание школ к развернутому анализу своих достижений на всех последовательных этапах ее развития со специальным выявлением конкурентных преимуществ. При этом анализ результатов функционирования школ связывается с успехами в постановке образовательного процесса. Повышение квалификации педагогов. Руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей - одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компонентами данной работы являются: - совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования; - обеспечение более высокого уровня методического оснащения учебновоспитательного процесса в школе и инновационной деятельности на всех уровнях; - совершенствование деятельности педагогических коллективов по определению направления развития школ. Все специалисты в ходе своей профессиональной деятельности должны совершенствовать педагогическое мастерство на специальных курсах, семинарах, в образовательных учреждениях повышения квалификации. Для этой цели организуются: - краткосрочное тематическое обучение, проводимое по месту основной работы и заканчивающееся сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата по конкретным вопросам профессиональной деятельности (может проводиться без отрыва о работы); - среднесрочные тематические и проблемные семинары на уровне отрасли, организации, учреждения (могут проводиться без отрыва о работы); - длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности. Для получения дополнительных знаний и умений по новым программам, для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий организуется профессиональная переподготовка (получение второго образования). По результатам переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право вести работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Технология педагогической аттестации. Введенная в 1990-е гг. система совершенствования профессиональной подготовки учителей - аттестация - является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ. Цель аттестации - стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой. Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Принципы: добровольность, открытость, системность и целостность, объективность. Аттестация учителей включает экспертную оценку труда - его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Учителя имеют право выбора формы аттестации: демонстрацию серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе или творческий отчет, защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории (разряда по единой тарифной сетке), оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности. В соответствии с действующим «Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. № 256, для аттестации образуются три вида комиссий: - главная аттестационная комиссия - создается органом управления на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования; - районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия - создается соответствующим органом управления образованием; - аттестационная комиссия образовательного учреждения - создается его педагогическим советом. Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, - это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлены три квалификационные категории: - высшая, ее может присвоить главная аттестационная комиссия; - первая, присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией; - вторая присваивается аттестационной комиссией школы. Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности (в форме творческого отчета, научно-методической или опытно-экспериментальной работы) и экспертной оценке практической деятельности (психологопедагогическая экспертиза в различных вариантах). Присвоение категории происходит на основе документальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя. Проблема аттестации учителей - это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых. Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая - это оценка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая - оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития). Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса. Критерий результата (результат педагогической деятельности). Качество знаний по предмету, их воспитанность определяется по: - запасу фактических знаний по предмету; - умению пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи); - пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе; - степени самостоятельности учащихся; - умению добывать знания; - отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности, эстетической и физической культуре. Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя. С этой целью изучаются: - работа учителя над повышением своей квалификации; - качество уроков, учебная и воспитательная работа; - умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания; - работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей. Аттестация проводится в три этапа. Первый этап - создание решением педагогического совета аттестационной комиссии в образовательном учреждении и ее утверждение руководителем данного учреждения. На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения. Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой - в комиссию муниципального управления, для получения высшей - в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию. Второй этап - организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности. Третий этап - принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации. На основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам. Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит отит личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В каком году впервые был принят Закон РФ «Об образовании»? 1) 1992; 2) 1995; 3) 2000; 4) 2009. 2. В каком документе отражены принципы построения системы образования РФ? 1) Конституция РФ; 2) Конвенция о правах ребенка; 3) Закон РФ «Об образовании». 3. Какова основная идея государственно-общественного управления образованием? 1) Активное участие государства и общества в управлении образованием; 2) Единая государственная политика, ориентированная на потребности общества в образовании; 3) Политика государства, направленная на учет возрастающих потребностей общества в знаниях; 4) Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблемы образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. 4. Процесс превращения системы образования в многовариантную систему по содержанию, формам собственности, методам, срокам обучения, типам образовательных учреждений называется: 1) Демократизацией; 2) Глобализацией; 3) Диверсификацией; 4) Модернизацией. 5. В состав совета школы входят: 1) Директор школы, педагогические работники; 2) Директор школы, педагогические работники, сотрудники школы; 3) Представители учительского и ученического коллектива, родители и общественность; 4) Педагогический коллектив, учебно-вспомогательный персонал, общественность. 6. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется: 1) Законом РФ «Об образовании»; 2) Законом РФ «Об образовании» и Уставом образовательного учреждения; 3) Уставом образовательного учреждения. 7. Педагогическую систему образовательных учреждений можно рассматривать как совокупность следующих подсистем: 1) учебно-воспитательной, организационной, диагностирующей; 2) целевой, содержательной, деятельностной, результативной; 3) дидактической, воспитательной, материально-технического обеспечения, ученических отношений и самоуправления школьников, административного управления школой; 4) административной, педагогической, технической. 8. Что такое педагогическая деятельность? 1) Это деятельность, направленная на обучение и воспитание; 2) Это деятельность, направленная на развитие учащихся; 3) Это разновидность профессиональной деятельности, направленная на «передачу» социокультурного опыта посредством обучения и воспитания; 4) Это деятельность, направленная на обучение, воспитание и умственное развитие учащихся. 9. Что такое педагогический процесс? 1) Это совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей; 2) Это целостная система действий и операций, ориентированная на достижение задач обучения и воспитания; 3) Это специально организованная, развивающаяся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванная привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. 10. Что такое рефлексия? 1) Это знания, умения, навыки, способствующие познавательной деятельности субъекта познания; 2) Это взгляд на свой «внутренний мир»; 3) Это знание, понимание субъектом самого себя. Выяснение того, насколько и как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; 4) Это ответная реакция организма на раздражитель. 11. К перцептивным умениям преподавателя относится: 1) выдвижение педагогических целей и задач; 2) отбор способов достижения педагогических целей; 3) отбор содержания форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; 4) опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями. 5) видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей поправки на воспринимающего, противостоять стереотипам в восприятии другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.). 12. Что такое педагогическое общение? 1) Это многоплановы процесс организации установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности; 2) Это совместная деятельность учителя и учащихся в процессе решения учебных задач; 3) Это разновидность педагогической деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта; 4) Это интерактивная связь преподавателя и учащихся, направленная на совместное достижение поставленных целей. 13. Ученический коллектив находится на второй стадии развития (по А. С. Макаренко) в том случае, когда имеет место: 1) коллективистическое самоопределение; 2) общественное мнение; 3) органы управления и исполнения; 4) актив класса. 14. Наиболее приемлемый стиль педагогического общения: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный; 4) автократический. 15. Что такое управление? 1) Это способность понимать, чувствовать состояние другого и воздействовать на него; 2) Это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; 3) Это целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели); 4) Это готовность сознательно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. 1
2. 3
3. 4
4. 3
5. 3
6. 2
7. 3
8. 3
9. 3
10. 3
11. 5
12. 1
13. 4
14. 2
15. 3
|
|