|
Тема 1. Основы управления педагогическими системами
Государственно-общественный характер управления системой образования. Основные признаки государственного управления. Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 году. Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании». Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов. Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем. Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета школы. Функции и содержание работы совета определяется «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации». Каждое учебное заведение принимает свой Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Общая направленность Устава задается «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях». Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям: - организует выполнение решений конференций; - наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся; - устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы; - рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения; - заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов; - совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей. Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных объединений и групп. Диверсификация (лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, - как государственных, так и негосударственных.Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления. Для этого необходимо определить: - вид и цель школы; - информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей); - кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей); - собственный вариант учебного плана; - систему обучения (индивидуальную, классно-урочную, лекционнопрактическую, циклопоточную для школ различных ступеней и групп учащихся и т.п.); - режим организации учебно-воспитательной работы; - приоритетные условия (кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические) для достижения школой поставленных целей. Функционирование педагогической системы должно быть направлено на цели, обусловленные потребностями общества, которые необходимо достигнуть в определенное время. Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов (исходное начало - цель совместной деятельности учителей и учащихся; цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и др. культуру личности) (результаты определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом); условия функционирования - социальнопедагогическими и временными условиями (общие условия - социальные, экономические, культурные, национальные, географические; специфические - особенности социально-демографического состава учащихся, местонахождение школы, материальные возможности, воспитательные возможности окружающей среды; характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах); структурные компоненты - управляющей и управляемой системами (уровни управления), содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и координированием.Структура управляющей системы (уровни управления) Первый - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Уровень определяет стратегические направления развития школы. Второй - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении. Третий - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования. Четвертый - учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Важное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором выделяют два уровня управления: первый - общешкольный и классный коллективы; второй - ученические общественные организации, спортивные секции, творческие объединения, кружки и т.д. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава образовательного учреждения. Децентрализация и демократизация - ведущие тенденции в управлении современными образовательными системами. Система управления образованием досталась демократической России в наследство от Советского Союза. Функционирование системы образования в СССР предполагало высокую степень централизации, что находило свое отражение на всех уровнях и структурах образования. На уровне содержания образования централизация воплощалась в единых подходах к моделированию информационных блоков, которые были универсальными для всех школ во всех регионах бывшего СССР. Подобным же образом разрабатывалось и учебно-методическое обеспечение (одни и те же учебники). Унифицировано выглядели и методы преподавания. Таким образом, высокая степень централизации в конечном итоге формировала определенную модель школы, которая требовала и определенного типа управления. Выделим специфические черты данной модели управления: 1) наличие разработанной системы управленческой вертикали, которая эффективно осуществляла делегирование полномочий и реализацию управленческих задач от центра к периферии системы; 2) обеспечение высокой степени управляемости системой за счет реализации командно-административных методов управления; 3) использование авторитарных методов управления системой образования; 4) практическое отсутствие неадминистративных рычагов управления системой; 5) отсутствие специальных механизмов управления образовательной системой (системы аккредитации учебных заведений, оценки качества образования, стандартизации образования, тестирования и т.д.); 6) отсутствие общественных органов управления образовательными институтами; 7) отсутствие специальных институтов, которые бы осуществляли процессы регулирования образовательной системы не административными методами (например, институтов образовательного аудита). В определенном смысле система образования в СССР функционировала весьма эффективно в границах своих возможностей. Безусловным ее достижением можно считать наличие реальной всеобщности образования и доступности его всем без исключения гражданам страны. Образование носило также универсальный характер (определенный уровень культуры, интеллигентности и образованности). Недостаток в том, что она могла быть эффективной только при определенных условиях, поскольку была лишена гибкости и мало способна к быстрым переменам и структурным реформам. Происходящие в обществе социально-экономические и политические преобразования потребовали изменения принципов управления образовательными системами. Ведущими тенденциями в сфере управления образовательными системами являются его децентрализация и демократизация, т. е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим и привлечение к процессу управления широких масс населения. Ведущие направления децентрализации и демократизации: - перераспределение властных полномочий между федеральными и региональными органами управления образования в пользу последних; - в компетенции федеральных органов власти остается решение наиболее общих стратегических задач функционирования и развития образовательных систем, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на разрешении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем; - расширение самостоятельности учебных заведений в учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности ( ст. 32 Закона «Об образовании»: самостоятельность в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой и хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ); - развитие самостоятельности и инициативы руководителей образовательных учреждений, преподавателей, учащихся и родителей; - выборность руководителей, введение конкурсного избрания и контрактной основы в отборе педагогических кадров. Необходимые элементы демократизации управления образовательными системами: - объективность, открытость, полнота и доступность информации о функционировании образовательной системы; - регулярные отчеты администраций, коллективных органов управления перед коллективами и общественностью; - предоставление возможности преподавателям и учащимся принимать участие в обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам функционирования образовательной системы; - сотрудничество, соуправление, самоуправление. Все эти изменения в управлении образовательными системами придают ему более свободный, вариативный характер, благодаря чему эта система приобретает большую гибкость и мобильность. Особенности управления педагогическими системами В современных условиях педагогическую систему образовательного учреждения следует рассматривать как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой: - дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебновоспитательной работы, обязательных и факультативных занятий, урока как основной формы организации учебного процесса (внутри урока - подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.; - воспитательной, включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.; - материально-технического обеспечения (помещения и оборудование, ТСО и наглядные средства обучения и воспитания, финансовое обеспечение); - ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности); - административного управления школой с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы. Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материальнотехнической подсистем и подсистемы ученического самоуправления. Система работает эффективно при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Особенности управления: - комплексность; - в управлении принимают участие администрация, учителя, ученики; - управленческие отношения в образовании на всех уровнях являются также и воспитательными; - одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности (не один учитель, а несколько учителей- предметников, классный руководитель и др.; управление деятельностью учителей, классных руководителей осуществляется и директором, и его заместителями; учителя одновременно являются и классными руководителями, и учителями-предметниками, членами методобъединений); - школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой (или тесно связана с государством); - руководство разновозрастными объединениями; - преобладание моральных стимулов над материальными; - необходимость личного знания управляемым управляемых; - высокий уровень компетентности руководителя в области образования. Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, ему отводится одно из важных мест в системе управления школой. Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления школой. Виды планирования Перспективный план работы школы на 3 - 5 лет. Годовой план учебно-воспитательной работы. Графический план организационной, методической и внеклассной работы. План-график внутришкольного контроля. Планы общественных организаций. В перспективном плане следует отразить: рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование; потребность в учителях разной квалификации; перспективный график повышения квалификации учителей; строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, инвентаря, мебели, оформительскую работу и благоустройство территории; финансовую, коммерческую деятельность. Один из вариантов годового плана учебно-воспитательной работы. 1. Введение (особенности микрорайона и условия работы школы; краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год; основные задачи на новый учебный год). 2. Выполнение Закона РФ «Об образовании» (стандарты). 3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основная научно-практическая тема, над которой работает коллектив; в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в школе. 4. Руководство учебно-воспитательным процессом: а) организация учебно-воспитательного процесса; б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе. 5. Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом. 6. Работа с родителями, шефами и общественностью 7. Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.
Приложения:
а) планы работы методических объединений;
б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми. Устав - это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Согласно Закону РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно. Устав образовательного учреждения - основной документ, определяющий порядок функционирования образовательного учреждения, в котором обязательно указываются: - наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; - учредитель; - организационно-правовая форма; - цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; - основные характеристики организации образовательного процесса; - структура финансовой и хозяйственной деятельности; - порядок управления образовательным учреждением; - права и обязанности участников образовательного процесса; - перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
|
|