|
Тема 4. Педагогические основы семейного воспитания
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Семья - социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Концепция семейной педагогики, т. е. научные основы и основные направления, как правило, в различные исторические периоды при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным. Родитель - профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми. Функции семьи - репродуктивная; - хозяйственно-экономическая; - воспитательная; - социализации; - психотерапевтическая; - рекреативная (восстановительная); - регулятивная; - коммуникативная. Воспитательные функции семьи: - влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; - семья обеспечивает преемственность традиций; - важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; - существенное влияние семья оказывает на выбор профессии.
Типы семей
Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества. Содержание семейного воспитания - формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности. Тенденции современного семейного воспитания 1) однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях; 2) отделение молодых семей от родителей (от старшего поколения); 3) основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он «лежит поперек лавки»; 4) вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения; 5) социальные и экономические трудности; 6) развитие СМИ, видео, компьютеров, оказывающее порой негативное влияние на воспитание детей и развитие семейных отношений. Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.). Авторитет родителей - такое взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко). Особенности семейного воспитания - органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка; - непрерывность и длительность воздействия; - многократность и противоречивость воспитательного воздействия; - естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; - относительная замкнутость; - общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа); - взаимная направленность формирующих воздействий. Принципы семейного воспитания - целенаправленность; - культуросообразность; - гуманизм; - связь воспитания с жизнью детей и их потребностями; - единство и согласованность общественного и семейного воспитания; - учет возможностей и особенностей развития личности ребенка; - единство требований и воспитательных позиций; - включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи. Условия семейного воспитания - семейный быт, уклад; - семейные традиции; - семейные отношения, эмоциональный климат семьи; - общение и совместная деятельность; - понимание и принятие ребенка; - чувство долга и ответственности за воспитание детей; - педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами пси- холого-педагогической грамотности; - авторитет родителей; - организация жизненного пространства ребенка. Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. Стили семейного воспитания Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения. Сотрудничество - характерны взаимопомощь и взаимоподдержка. Паритетные отношения - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. Независимые отношения - каждый член семьи действует автономно от других, якобы уважая свободу и независимость других. Конкурентные отношения - характеризуют стремление противопоставить одного члена семьи другим, чтобы иметь преимущества перед остальными членами семьи. Конфликтные отношения - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту. Авторитарные отношения - тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле. Основные документы: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы (ООН), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ (1995 г.).
|
|