Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3. Способы оценивания в педагогике

  Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:
  а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
  б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
  в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
  г) выпускные и переводные экзамены. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно­эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?
  Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
  Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
  При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений.
  Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».
  Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
  Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
  Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
  Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систе­матической проверку их знаний.
  Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
  Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.
  Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.
  Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
  Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.
  Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
  Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.
  Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
  Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
  Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.
  Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
  Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и мину­сы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех уча­щихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.
  Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
  Контроль состоит в актуализации (проявлении) приобретенных знаний и умений , в сравнивании их параметров с требуемыми и оценивании степени их соответствия , в выявлении причин расхождения и последующей корректировке посредством возврата к другим учебным процедурам : уяснению , отработке , иногда мотивации . Если контроль проводит преподаватель , говорят о внешнем контроле ; если он осуществляется самим обучаемым , говорят о самоконтроле.
  Самоконтроль может быть таким же по содержанию , как внешний , преподавательский контроль , но может быть и более примитивный , естественный , представляющий собой психический процесс саморегуляции поведения с бессознательной обратной связью и субъективным ощущением соответствия (или несоответствия ) фактического действия желаемому . Эта форма самоконтроля обеспечивает стихийное , попутное приобретение жизненного и профессионального опыта , но по составу действий отвечает специальной процедуре учебного контроля . Основной , нормальный самоконтроль , включающий все четыре указанных выше действия , носит сознательный характер и регулируется процессами воли : самостоятельного анализа и оценки ситуации , принятия решения или выбора , включения соответствующего механизма поведения и поддержания требуемого усилия и напряжения .
  Сегодня в оценке знаний учащихся все большая роль отводится различным формам тестирования. Тестирование (от англ. опыт, проба) метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования:
  • образование в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнения учебных программ;
  • профессиональная подготовка и отбор в связи с увеличением производства;
  • психологическое консультирование в связи с ускорением социодинамических процессов.
  Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и так далее. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:
  • выбор текста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста);
  • его проведение (определяется инструкцией к тесту);
  • интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования)
  На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога.
  1. Тесты достижений
  Тесты достижений одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. Тесты достижений близки к тестам специальных способностей, однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. Имеются три вида тестов достижений тесты действия, тесты письменные и тесты устные. Тесты действия предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами и материалами, инструментами. Письменные тесты достижений оформляются на специальных бланках с вопросами. Испытуемым предлагается либо выбрать правильный словесный ответ среди нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти в рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение поставленного вопроса. Устные тесты достижений заранее подготовленная система вопросов, на которые испытуемые должны дать ответы, причем необходимо предусмотреть трудности, которые могут возникнуть из-за отсутствия опыта в формировании ответа. Тесты достижений находят применение в общем и профессиональном обучении.
  2. Тесты интеллекта
  Тесты интеллекта методы психологической диагностики, получившие большое распространение в США и в некоторый других странах и предназначенные для выявления степени владения испытуемыми действиями преимущественно с вербальным (словесным), числовым и графическим материалом.
  Происхождение тестов интеллекта обычно связывают с серией тестов, разработанных А. Бине и его сотрудниками. Результаты тестирования часто выражают числовых коэффициентах интеллектуальности. В настоящее время многие тестологи склоняются к выводу, что тесты интеллекта фиксируют степень приобщенности индивида к культуре той социальной общности, которая представлена в содержании тестов интеллекта и в самой процедуре тестирования.
  Определяя состав действий и материал, авторы тестов интеллекта фактически исходят из общей для них концепции требований, предъявляемых социальной общностью, к которой они принадлежат, к умственному развитию “среднего человека” члена этой общности. Выполнение тестов интеллекта рассматривают как предпосылку успешного приспособления к этим требованиям. Интерпретация результатов тестов интеллекта стала на Западе предметом острых дискуссий, так как испытуемые, принадлежащие к господствующей культуре, в массе показывают более высокие результаты по сравнению с испытуемыми из эксплуатируемых классов и угнетаемых этнических групп, причем реакционные психологи утверждают, что эти различия якобы генетически предопределены.
  Тесты интеллекта используются также в клинической практике для общего дифференциального диагноза лиц с аномалиями умственного развития. методы психологической диагностики, получившие большое распространение в США и в некоторый других странах и предназначенные для выявления степени владения испытуемыми действиями преимущественно с вербальным (словесным), числовым и графическим материалом.
  Происхождение тестов интеллекта обычно связывают с серией тестов, разработанных А. Бине и его сотрудниками. Результаты тестирования часто выражают числовых коэффициентах интеллектуальности. В настоящее время многие тестологи склоняются к выводу, что тесты интеллекта фиксируют степень приобщенности индивида к культуре той социальной общности, которая представлена в содержании тестов интеллекта и в самой процедуре тестирования. Определяя состав действий и материал, авторы тестов интеллекта фактически исходят из общей для них концепции требований, предъявляемых социальной общностью, к которой они принадлежат, к умственному развитию “среднего человека” члена этой общности.
  Выполнение тестов интеллекта рассматривают как предпосылку успешного приспособления к этим требованиям. Интерпретация результатов тестов интеллекта стала на Западе предметом острых дискуссий, так как испытуемые, принадлежащие к господствующей культуре, в массе показывают более высокие результаты по сравнению с испытуемыми из эксплуатируемых классов и угнетаемых этнических групп, причем реакционные психологи утверждают, что эти различия якобы генетически предопределены. Тесты интеллекта используются также в клинической практике для общего дифференциального диагноза лиц с аномалиями умственного развития.
  3. Тесты креативности
  Тесты креативности совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности (личностные факторы); анализ творческого мышления и его продуктов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным.
  Не найдены и надежные способы измерения креативности. Так, если решение тестов креативности и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Возрастная изменчивость креативности, ее подверженность внешним воздействиям обуславливают малую прогностичнсть существующих тестов креативности в отношении успешной творческой деятельности. Соответственно практике применения тесты креативности не являются в должной мере надежными. Творческие достижения во всех областях человеческих интересов требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности. совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью.
  Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности (личностные факторы); анализ творческого мышления и его продуктов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы измерения креативности. Так, если решение тестов креативности и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Возрастная изменчивость креативности, ее подверженность внешним воздействиям обуславливают малую прогностичнсть существующих тестов креативности в отношении успешной творческой деятельности. Соответственно практике применения тесты креативности не являются в должной мере надежными. Творческие достижения во всех областях человеческих интересов требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.
  4. Критериальные тесты
  Тесты, ориентированные на критерий один из методов психологической диагностики, при применении которого учитывают степень выполнения определенных классов задач учебных, профессиональных, включенных в предстоящую испытуемому деятельность. Их назначение в том, чтобы установить, какие классы задач доступны испытуемому. В соответствии с этим при разработке тестов логико-психологическому анализу подвергаются те задачи, выполнение которых предстоит испытуемому в его деятельности, в содержание заданий включаются те понятия и термины и в тех взаимосвязях, которые вытекают из назначения тестов прогнозирование выполнения испытуемым определенного класса задач.
  5. Проективные тесты
  Тесты проективные совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшийся в какой либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности.
  Один из наиболее распространенных ассоциативных тестов проективности разработан Роршахом. Он отобрал 10 стимулов чернильных пятен, реакции на которые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают тесты проективности как наиболее ценные личностные тесты, ибо они “портретируют” всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции.
  Большим достоинством тестов проективности является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Тесты проективности требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики. совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий.
  Субъект, оказавшийся в какой либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности. Один из наиболее распространенных ассоциативных тестов проективности разработан Роршахом. Он отобрал 10 стимулов чернильных пятен, реакции на которые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают тесты проективности как наиболее ценные личностные тесты, ибо они “портретируют” всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции. Большим достоинством тестов проективности является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Тесты проективности требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики.


 
© www.txtb.ru