|
2.1. Характеристика обучения как дидактического процесса
Обучение - это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. Обучение - это единство преподавания и учения (усвоения). Это целостность двух деятельностей: того, кто учит, и того, кто учится. Процесс обучения изучается разделом педагогики, который называется дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания и развития в процессе обучения. Цели современного образования сформированы в государственных документа - в Законе РФ об образовании, в “Типовом положении об общеобразовательном учреждении РФ”. В “Типовом положении об общеобразовательном учреждении РФ” сказано: “Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры обучающегося, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. Вопрос о содержании образования постоянно обсуждается. Существует множество подходов к определению этого понятия. Приведем концепцию И.Я.Лернера. Согласно данной концепции, современное содержание образования должно состоять из четырёх элементов: - знания о природе, обществе, технике и способах деятельности; - опыт осуществления способов деятельности; - опыт творческой поисковой деятельности; - отношение к деятельности - воспитанности. Принципы обучения - это общие руководящие положения, которые отражают требования к содержанию, организации и методике обучения. Выделим основные принципы обучения. 1. Социальная обусловленность и научность обучения. Реализация этого принципа обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований: а) при организации обучения осуществлять научно-обоснованный подход к отбору учебного материала; в ходе изучения материала рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи; излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники; б) тесно связывать учебный материал с жизнью страны и повседневной практикой; в) в ходе обучения осуществлять реализацию воспитывающих и развивающих возможностей учебных предметов. 2. Принципы практической направленности обучения. Его реализация отражает направленность современного образовательного процесса на усиление формирования практических умений и навыков обучаемых в контексте усвоения теоретического материала. 3. Принцип системности и последовательности обучения определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Данный принцип может быть реализован при соблюдении следующих требований: а) в процессе обучения необходимо руководствоваться всеми планирующими документами (стандартом, учебными планами, программами, расписанием занятий); б) строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения; в) тесно связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий; г) выделять в изучаемом материале главное, формировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; д) направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю и самокоррекции; е) систематически руководить самостоятельной и исследовательской работой обучаемых. 4. Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучающийся сознательно активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции и психологические качества От педагога данный принцип требует соблюдения следующих дидактических правил: а) обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей обучаемых; б) воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей образовательной подготовки, развивать дух состязательности в обучении; в) создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения интеллектуальных сил, проявления творчества. 5. Принцип наглядности. Наглядность - золотое правило дидактики, сформированное ещё Я.А.Коменским: “всё, что только можно предоставить для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запаха - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путём осязания. Если какие-нибудь предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами”. Но всё хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления. Наглядные средства делятся на натуральные; изобразительные; схематические наглядные пособия; аудиовизуальные (звуконаглядные) и словеснообразные (художественные образы). 6. Сознательность и активность обучаемых реализуется в самостоятельном добывании знаний, когда ученик преодолевает трудности, делает выводы и обобщения, овладевает способами добывания знаний. В разных источниках можно встретить и другие принципы. Например, учет индивидуальных различий учащихся; основательность овладения знаниями; принцип коллективизма в обучении; руководства обучением и т.д. Это свидетельствует о недостаточной разработанности категорий принципа в педагогике. Метод - это способ достижения цели через реализацию содержания образования. Современное содержание образования осуществляется следующими методами обучения: - объяснительно-иллюстративный, когда учитель разными путями информирует ученика; - репродуктивный, при котором учитель организует воспроизведение тех или иных способов деятельности, а ученик воспроизводит; - метод проблемного изложения, при котором учитель ставит проблему и сам её решает, показывая пути и конфликты её решения; - частично-поисковый метод, при котором проблема расчленяется учителем на подпроблемы, а ученик решает какую-то часть проблемы; - исследовательский метод, предполагающий самостоятельное решение учеником поставленной проблемы. К числу организационных форм обучения относят: урок как основную форму организации обучения; лекцию; семинар; экскурсию; практическую работу; факультатив; реферат; экзамен; зачет; консультацию; самостоятельное исследование (курсовую работу, дипломную работу). В рамках различных форм обучения используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная работа. В нашей стране широкое распространение получили такие формы обучения, как вечерние школы, экстернат, заочное образование, очнозаочное образование для лиц, получающих второе высшее образование.
|
|