Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1. Характеристика обучения как дидактического процесса

  Обучение - это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. Обучение - это единство преподавания и учения (усвоения). Это целостность двух деятельностей: того, кто учит, и того, кто учится. Процесс обучения изучается разделом педагогики, который называется дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания и развития в процессе обучения.
  Цели современного образования сформированы в государственных документа - в Законе РФ об образовании, в “Типовом положении об общеобразовательном учреждении РФ”. В “Типовом положении об общеобразовательном учреждении РФ” сказано: “Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры обучающегося, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
  Вопрос о содержании образования постоянно обсуждается. Существует множество подходов к определению этого понятия. Приведем концепцию И.Я.Лернера. Согласно данной концепции, современное содержание образования должно состоять из четырёх элементов:
  - знания о природе, обществе, технике и способах деятельности;
  - опыт осуществления способов деятельности;
  - опыт творческой поисковой деятельности;
  - отношение к деятельности - воспитанности.
  Принципы обучения - это общие руководящие положения, которые отражают требования к содержанию, организации и методике обучения. Выделим основные принципы обучения.
  1. Социальная обусловленность и научность обучения. Реализация этого принципа обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:
  а) при организации обучения осуществлять научно-обоснованный подход к отбору учебного материала; в ходе изучения материала рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи; излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;
  б) тесно связывать учебный материал с жизнью страны и повседневной практикой;
  в) в ходе обучения осуществлять реализацию воспитывающих и развивающих возможностей учебных предметов.
  2. Принципы практической направленности обучения.
  Его реализация отражает направленность современного образовательного процесса на усиление формирования практических умений и навыков обучаемых в контексте усвоения теоретического материала.
  3. Принцип системности и последовательности обучения определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса.
  Данный принцип может быть реализован при соблюдении следующих требований:
  а) в процессе обучения необходимо руководствоваться всеми планирующими документами (стандартом, учебными планами, программами, расписанием занятий);
  б) строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения;
  в) тесно связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий;
  г) выделять в изучаемом материале главное, формировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом;
  д) направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю и самокоррекции;
  е) систематически руководить самостоятельной и исследовательской работой обучаемых.
  4. Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучающийся сознательно активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции и психологические качества
  От педагога данный принцип требует соблюдения следующих дидактических правил:
  а) обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей обучаемых;
  б) воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей образовательной подготовки, развивать дух состязательности в обучении;
  в) создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения интеллектуальных сил, проявления творчества.
  5. Принцип наглядности. Наглядность - золотое правило дидактики, сформированное ещё Я.А.Коменским: “всё, что только можно предоставить для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запаха - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путём осязания. Если какие-нибудь предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами”. Но всё хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления. Наглядные средства делятся на натуральные; изобразительные; схематические наглядные пособия; аудиовизуальные (звуконаглядные) и словесно­образные (художественные образы).
  6. Сознательность и активность обучаемых реализуется в самостоятельном добывании знаний, когда ученик преодолевает трудности, делает выводы и обобщения, овладевает способами добывания знаний.
  В разных источниках можно встретить и другие принципы. Например, учет индивидуальных различий учащихся; основательность овладения знаниями; принцип коллективизма в обучении; руководства обучением и т.д. Это свидетельствует о недостаточной разработанности категорий принципа в педагогике.
  Метод - это способ достижения цели через реализацию содержания образования. Современное содержание образования осуществляется следующими методами обучения:
  - объяснительно-иллюстративный, когда учитель разными путями информирует ученика;
  - репродуктивный, при котором учитель организует воспроизведение тех или иных способов деятельности, а ученик воспроизводит;
  - метод проблемного изложения, при котором учитель ставит проблему и сам её решает, показывая пути и конфликты её решения;
  - частично-поисковый метод, при котором проблема расчленяется учителем на подпроблемы, а ученик решает какую-то часть проблемы;
  - исследовательский метод, предполагающий самостоятельное решение учеником поставленной проблемы.
  К числу организационных форм обучения относят: урок как основную форму организации обучения; лекцию; семинар; экскурсию; практическую работу; факультатив; реферат; экзамен; зачет; консультацию; самостоятельное исследование (курсовую работу, дипломную работу).
  В рамках различных форм обучения используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
  В нашей стране широкое распространение получили такие формы обучения, как вечерние школы, экстернат, заочное образование, очно­заочное образование для лиц, получающих второе высшее образование.


 
© www.txtb.ru