Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.4. Способности человека

  Способности - это специфические качества человека, обеспечивающие его пригодность к деятельности и определенный уровень успешности ее выполнения. Причем, выделяют только такие способности, которые:
  1) имеют психологическую природу;
  2) индивидуально варьируют.
  Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально - варьирующих особенностей только, теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.
  Способности можно разделить на актуальные и потенциальные.
  Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
  К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.
  Врожденные анатомо-физиологические способности строения мозга, органов чувств и движения составляют природную основу развития способностей - задатки.
  Способности так же можно классифицировать на общие и специальные.
  Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в усвоении знаний, а так же в осуществлении определенных видов деятельности. Это называется общей одаренностью личности. Сюда же можно отнести склонности к труду, умственному напряжению.
  Характеристики мышления, определяющие общую одаренность:
  - новизна подхода к решению задачи;
  - гибкость мышления;
  - критичность;
  - глубина;
  - самостоятельность.
  Специальные способности. Это система свойств личности, которые помогают достичь высоких результатов в кокой - то определенной области деятельности (рисование, музыка, математика, поэзия и т.д.).
  Уровень развития специальных способностей тесно связан с общей одаренностью, которая реально проявляется в том, что человек, одаренный в какой-либо области жизнедеятельности, почти всегда имеет достижения, во многих других областях.
  Уровни проявления способностей:
  Мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению возникающих проблем в контексте профессиональной деятельности.
  Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных). Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной оригинальностью подхода. Талант - есть чаще всего сочетание нескольких способностей (гибкость ума, богатая фантазия, силовая воля, глубокая заинтересованность).
  Гениальность - высший уровень развития способностей. Творческие достижения гения составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
  Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения утверждает, что способности биологически обусловлены, и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда.
  Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством обучения и воспитания. Каждая из приведенных позиций имеет в свою пользу определенные аргументы и доводы. Подробно познакомиться с ними вы можете, изучая учебники психологии человека, работы психологов Б.М.Теплова, Н.С.Лейтеса, К.К.Планова и др.


 
© www.txtb.ru