|
6.2. Общение как взаимодействие социальных субъектов
В психологии общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без удовлетворения которой замедляется, а иногда и прекращается развитие личности. Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как “коммуникативную деятельность”, рассмотрим её основные структурные компоненты:
- предмет общения - это другой человек, партнер по общению, как субъект;
- потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них, с их помощью - к самопознанию, самооценке;
- коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;
- действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;
- задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения - это те операции, с помощью которой осуществляются действия общения;
- продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
В целом, общение характеризуется содержанием, функциями, манерой и стилем. Содержание общения может быть различным: - передача (от человека к человеку) информации; - восприятие друг друга; - взаимооценка партнерами друг друга; - взаимовлияние партнеров; - взаимодействие партнеров; - управление групповой или массовой деятельностью. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием. Выделяют четыре основные функции общения:
- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
- самовыражения (общение выступает как форма взаимного понимания, психологического контекста);
- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.).
Конечно, этими функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно выделить:
- экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных переживаний);
- социального контроля (регламентации поведения и деятельности);
- социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами). и др. Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операциально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты. Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Можно выделить показатели группового взаимодействия, которые характеризуют внешнюю сторону общения: - коммуникативная активность в группе общения; - интенсивность действий в общении; - инициативность в общении; - технико-коммуникативное мастерство общения и пр. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуаций взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение. Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным и т.п.);
- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т.д.).
Американский исследователь Э.Холл, изучая проблемы общения, выделил следующие варианты дистанции при общении: • Интимная зона (15 - 45 см) - именно её человек охраняет как свою собственность. В неё допускаются лишь те, с кем мы находимся в тесном контакте (близкие, дети, супруги, любовники и т.п.). Попытка посторонних проникнуть в эту зону вызывает агрессию, чувство дискомфорта, раздражение. • Личная зона (0,45 - 1,2 м) - это расстояние, при котором люди общаются на вечеринках, официальных приёмов, во время дружеской беседы. Неприятно, если в эту зону проникают посторонние люди. • Социальная зона (1,2 - 3,6 м) - это дистанция должна выдерживаться, когда мы входим в чей-то кабинет; когда входит к нам в квартиру слесарь, электрик и т.д. • Общественная зона (более 3,6 м) - дистанции на митингах, лекциях и т.д. Конечно, величина данных относительна; для жителей перенаселенных городов - она меньше, для сельчан - больше; северяне общаются на больших дистанциях, южане - на меньших. В целом, манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере. Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнера по общению.
- Наиболее распространенными являются следующие стили общения: творчески-продуктивный; дружеский; дистанционный; подавляющий; популистский; заигрывающий; требовательный; деловой; позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:
- лингвистические (речевые);
- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
- экстралингвистические (пауза, смех, плач, темп речи);
- пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).
Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию называют «словесным действием». Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность. Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам. Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. Дикция, т.е. ясное, четкое, произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия. Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия. Жест - это движение, передающее на телесном уровне психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения. Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения. Слияние словесного (вербального) и оптико-кинестетического (невербального) действий образуют процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания. Механизмы взаимопонимания в общении таковы:
- идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
- стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;
- рефлексия - это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;
- обратная связь - это механизм, посредством которого партнеры по общению узнают восприятие и оценку себя другим. Бывает пряма и косвенная обратная связь.
Прямая обратная связь - непосредственная, незавуалированная психологическая информация относительно восприятия партнера и его поведения. Косвенная обратная связь - завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции и т.п.). В этом случае можно лишь догадаться, что хотел сказать партнер по общению.
Виды социальных воздействий (по Р.Ф.Бейлс)
Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов. В структуру взаимодействия входят: - субъекты взаимодействия; - взаимная связь; - взаимное влияние друг на друга; - взаимные изменения субъектов общения. Как диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству и интеграции, с одной стороны; к борьбе дифференциации с другой. Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.
|
|