|
1.1. Объект, предмет, задачи педагогики
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее. Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. Термином “педагогика” обозначается две области человеческой деятельности, направленной на образование: педагогическая наука и педагогическая практика. Объект педагогической науки - сфера обучения и воспитания людей; предмет - закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Объект педагогической практики - взаимодействие участников педагогического процесса, а предмет - способы взаимодействия. Образование - это процесс, в котором осуществляется обучение, развитие и воспитание участников педагогического процесса. Образование - это многоаспектный феномен. Выделим основные контексты, в которых можно рассматривать образование: - образование как ценность (государственная, общественная, личная); - образование как система; - образование как процесс, имеющий сложную структуру; - образование как результат (уровнями образованности человека могут быть информированность, грамотность, образованность, компетентность). Выделим основные задачи, решаемые педагогической наукой: 1) Изучение закономерностей в областях обучения, воспитания и развития человека. 2) Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности (изучение опыта учителей-новаторов). Инновации в образовании - это новые подходы к содержанию, формам, методам, средствам образовательного процесса с учетом специфики современных условий. 3) Разработка новых методов, средств, форм обучения и управления образовательным процессом. 4) Прогнозирование образования на ближайшее будущее. 5) Внедрение новых педагогических исследований в практику образования. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.
|
|