Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ

  Основанием называется достаточное условие для чего- либо: бытия, познания, мысли, деятельности [254].
  Рассматривая методологию как учение об организации деятельности, следуя за Г.П. Щедровицким [186, С. 67], можно выделить следующие три основания современной методологии:
  1. Философско-психологическая теория деятельности [92, 215 и др.].
  2. Системный анализ (системотехника) - учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем [192, С. 360].
  3. Науковедение, теория науки. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения, как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).
  Однако этот кортеж (набор «векторов») системы оснований будет неполон. Как известно, человеческая деятельность характеризуется пятью инвариантами (инвариантными сторонами): ценностно-ориентировочная деятельность, познавательная деятельность, преобразовательная деятельность, эстетическая и коммуникативная деятельность (общение) [92 и др.]. Выделенный Г.П. Щедровицким кортеж охватывает лишь познавательную и преобразовательную деятельность, отчасти ценностно-ориентировочную. Но при этом останутся как бы «за бортом» эстетическая деятельность и коммуникативная деятельность. Поэтому необходимы еще два основания методологии:
  4. Этика деятельности.
  5. Эстетика деятельности.
  Структура изложения материала настоящей главы такова: в первом разделе рассматриваются философско- психологические и системотехнические основания методологии, во втором разделе - науковедческие основания, а в третьем - этические и эстетические основания.


 
© www.txtb.ru