Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.4. Творческий характер педагогической деятельности

  На то, что творческий, исследовательский характер имманентно присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинс- кий, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
  Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель с помощью творческих усилий и труда вызывает к жизни по- тенциапьные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.
  В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
  Можно выделить следующие критерии педагогического творчества:
  - наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление
  - умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия
  - способность к самосовершенствованию и самообразованию
  - разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание
  - диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности
  - эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях
  - способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов
  - формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога
  - способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции
  - умение видеть «веер вариантов».
  Н.Д. Никандров и В. А. Кан-Калик выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание.
  Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия.
  Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
  Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.
  В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества: жесткий лимит времени. Учитель принимает решение в ситуациях немедленного реагирования: уроки ежедневно, непредвиденные ситуации сиюминутно, ежечасно; общение с детьми постоянно.
  Возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.
  В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.
  Педагогическое творчество всегда сотворчество с детьми, коллегами. Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и у учащихся творческое воодушевление.
  Специфичными являются предмет педагогического творчества - формирующаяся личность, «инструмент» - личность учителя, сам процесс - сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат - определенный уровень развития личности воспитуемых (Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя». - М.,1987).

Проблемные вопросы и практические задания

  1. В чем сущность педагогической деятельности?
  2. Каковы цели педагогической деятельности?
  3. Какова структура педагогической деятельности?
  4. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
  5. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
  6. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: «Учитель в моей жизни», «Мой педагогический идеал».

Тесты для самоконтроля

  1. Основные виды педагогической деятельности:
  1) общение;
  2) консультирование;
  3) преподавание и воспитательная работа;
  4) контроль;
  2. Предмет педагогической деятельности:
  1) управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся;
  2) стимулирование активности и сознательности;
  3) анализ результатов воспитания и обучения;
  4) прогнозирование;
  3. Кто может заниматься педагогической деятельностью:
  1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
  2) взрослый человек;
  3) родители;
  4) человек, имеющий высшее образование?
  4. Что выступает в качестве системообразующей характеристики педагогической деятельности:
  1) цель;
  2) воспитательная среда;
  3) личность учителя;
  4) практическая деятельность?

Литература

  1. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. -М., 1988.
  2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
  4. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.
  5. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
  6. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
  7. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.
  8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.
  9. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
  10. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.


 
© www.txtb.ru