|
2.6. Спектр педагогических специальностей
Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т. д. Профессиональная группа специальностей - «совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду специально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда» (9, 20). Педагогическая специальность - «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» (9, 20). Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения. Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами. В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д. Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя. В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.
Проблемные вопросы и практические задания
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии? 2. В чем своеобразие педагогической профессии? 3. Каковы перспективы развития педагогической профессии? 4. Каковы основные пути овладения педагогической профессией? 5. Приведите примеры профессий относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. 6. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?
Тесты для самоконтроля
1. Какова основная социальная функция педагога:
1) передача обобщенного опыта старших поколений;
2) обучающая;
3) воспитывающая; 4) развивающая? 2. Какое нравственное качество является важнейшим для педагога:
1) любовь к детям;
2) ответственность;
3) строгость; 4) патриотизм? 3. Что такое профессиональная педагогическая направленность:
1) комплекс качеств личности;
2) устойчивый совокупность устойчивых мотивов;
3) интерес к педагогической профессии; 4) престижность профессии? 4. Как можно охарактеризовать педагогическую профессию:
1) творческая;
2) необходимая;
3) деятельная; 4) общественная?
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 2. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л.,1988. 3. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. - М., 1965. 4. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С.Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995. 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000. 6. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. - М.,1989. 7. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991. 8. Профессия - учитель: беседы с молодыми учителями / Под ред. Онушкина В. Г. и др. - М., 1987. 9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002. 10. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986. 11. Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Брудный О. Л. - М.,1991. 12. Храпов В.Е. Твой лучший учитель, школа. - М.,1987. 13. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - Ставрополь, 1991.
|
|