|
ГЛОССАРИЙ
Активный метод - усиленно действующий способ продвижения к истине или намеченной дидактической цели, связанной с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Активность субъекта - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Антропология (греч. antropos человек и logia учение) - наука о происхождении и эволюции человека. Андрагогика - раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний, умений и навыков взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства последней со стороны профессионального педагога. Взаимоотношения - специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Внедрение - введение экспериментально проверенного опытного образца и научно-методического сопровождения к нему в образовательную практику, подготовка участников процесса обучения, психолого-педагогическое сопровождение. Внимание - сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. Оно проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Физиологически внимание обусловлено работой нервных процессов, с помощью которых осуществляется сопровождаемые вниманием психические процессы. К основным функциям внимания относятся: а) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; б) игнорирование других несущественных конкурирующих воздействий; в) регуляция и контроль деятельности. Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом; устойчивостью; распределением; концентрацией; переключением, избирательность, интенсивность. Воля - сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля является важным компонентом психики человека. Она проявляется как уверенность человека в своих силах, в правильности своих действий. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей; регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; организацию психических процессов в систему, адекватную выполняемой человеком деятельности; мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у людей представлений. Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. Виды воображения: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное), мечта, творческое, воссоздающее. Воспитание применяется в педагогике в нескольких значениях. В широком смысле - процесс передачи новому поколению общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Воспитание, как явление общественной жизни, охватывает все воспитательные силы общества: семью, дошкольные учреждения, учебные заведения, средства массовой информации и пр. Работать они должны на общую цель и отражать единые интересы государства. В узком смысле воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности. Воспитание является вечной и социальной проблемой. Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий в сознании человека, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Физиологической основой восприятия является то, что оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. Свйства восприятия: избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность. Физические характеристики восприятий: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива. Высшее образование - результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные и неформальные; по непосредственности взаимосвязей: реальные и условные; по уровню развития: низкого и высокого; по значимости: референтные и группы членства. Действия - осуществление своих функций; произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели; процесс, направленный на достижение цели; совокупность операций подчиненных цели. Демография - наука о составе населения и его изменениях; показатели численности, состава, размещения и изменения населения. Деятельность - активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникающей в результате появления у него определенной потребности. Основными видами деятельности являются: игра, учение, труд и общение. Дидактические тесты — набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися. Дистанционное образование - форма образования, обеспечивающая использование современных средств информатизации для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю, независимо от его местоположения. Стратегическая цель дистанционного образования - обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Одновременно дистанционное образование предъявляет новые специфические требования, как к педагогу, так и обучающемуся. Единая система непрерывного образования - комплекс государственных, негосударственных и общественных воспитательно-образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство, преемственность всех звеньев образования, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Закономерность целостного педагогического процесса - проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса обладают спецификой. Закономерности обучения - выражение действия законов в конкретных условиях; объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социальноэкономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами и формами. Закономерности проявляются в обучении при наличии условий. Знания - совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности; понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Игра - форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Индивидуальность - личность в ее своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность - форма существования личности. Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens. Индивидуализация - проявление и совершенствование в процессе развития личности ее индивидуально-типологических особенностей и характеристик. Инновации - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Интеллект - способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Среди ученых нет единого мнения о структуре интеллекта, способах его оценки, уровнях развития и др. Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний, чувства юмора и иронии. Они возникают и развиваются при восприятии или создании человеком прекрасного. Интересы — мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Интуиция — вид мышления, процесс которого не осознается и протекает в бессознательной области, однако результат осознается в форме внезапного озарения (ага - эффекта). Информатика — наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования. Информатизация общества — глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современной компьютерной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (коммуникации). Информатизация образования — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи различной информации и обмена ею участниками системы образования с помощью современной вычислительной техники и средств коммуникации в целях интенсификации функционирования системы образования. Информационное пространство — специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческое общество; наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Качество системы образования (образовательное учреждение) — совокупность основных свойств, соответствующих целям функционирования системы и ее развития. Оценка свойств системы, т. е. ее качеств выполняется с помощью критериев, отражающих признаки существования у системы определенных свойств. Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе; об использовании информации в процессах управления. Коллектив - устойчивая во времени организованная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления. объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых)) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Коллоквиум - одна из форм учебных занятий, беседы педагога с обучающимися для выяснения знаний. Компетентность - осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания в своей области деятельности. Контроль обучения - составная часть, компонент процесса обучения, органически связанный с изучением программного учебного материала его осмыслением, закреплением и применением, формирование навыков и умений; педагогическая диагностика. Лабораторное занятие - один из видов самостоятельной работы студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Личность определяется как общественно-историческая категория и является наименьшей единицей в обществе. Макросреда - общество в совокупности всех его проявлений. Медицинские науки - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты дву и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения. деятельности, отношений и установок. Межличностное общение - это не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно и обязательное условие нормального функционирования общности. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Они объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностное пространство - дистанция общения, субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Менталитет - направленность и склад мышления личности, группы. Методические приемы - система точно следующих установленному плану взаимосвязанных способов и действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний; Методика - совокупность методов, приемов практического выполнения чего- либо. Методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Методический принцип - конкретизированное выражение специальных требований к преподаванию, детерминирующих конкретные методы учебной работы обучающихся на занятии по конкретной дисциплине. Методическая разработка - документ, представленный в форме методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь педагогу. Содержит примерное планирование содержательной учебной информации по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные педагогические сценарии занятий. Помогает педагогу лучше понять теоретические и практические возможности, заложенные в учебниках и методических пособиях. Методические рекомендации - документ, представленный в форме методического издания и содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и организационных форм обучения и воспитания. Методы исследования - способы, приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и действительности. Уровни методологии педагогики: гносеологический, мировоззренческий, научносодержательный и логико-гносеологический. Методы исследования определяются исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также интенсивность педагогической работы педагога. Метод обучения - способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Методы категория историческая, она изменяется с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. При разработке проблемы методологию можно рассматривать на пяти уровнях: система философских знаний; общенаучные принципы и процедуры исследования; общепедагогические идеи, теории, концепции и закономерности; положения отдельных дисциплин педагогики; идеи, положения, закономерности и теории, относящиеся непосредственно к данной области знаний. Методология и теория педагогики - специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем. Микросреда - группа, микрогруппа, семья. Мировоззрение - упорядоченная система взглядов, совокупность убеждений Мнемоника (мнемотехника) - искусство запоминания, модель-система дифференциальных приемов, которые облегчают механизмы запоминания, увеличивают объем памяти, путем конструирования и морфологизации других ассоциативных единиц, ассоциативных корреляций. Модуль - логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся. Мотив - осознанная или неосознанная причина проявления человеком активности, которая её побуждает, направляет и регулирует. Мотив может проявляться в различных формах: потребность, установка, идеал, убеждения, желание, влечение, цель и пр. Любой из психических актов может стать мотивом, если будет выполнять названные выше функции. Мышление - процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление выполняет функцию расширения границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление, в отличие от ощущения и восприятия, является нечувственным процессом, оно прогностическое, по природе социальное и субъективное. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация. Различают следующие формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Настроение - более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности. Настроение всегда имеет причину, которая не всегда осознается и накладывает отпечаток на поведение человека, стимулирует или подавляет активность личности. Человек - хозяин своего настроения; в умении им управлять проявляется уровень развития личности. Научение - приобретение личностью знаний, умений и навыков, формирование собственной позиции в процессе познания окружающего мира. Начальное образование - первая ступень общего школьного образования. Она имеет целью освоение обучающимся элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у него познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности. Начальное образование обучающиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. Непрерывное образование - философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики. Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. Нравственные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения. Особенности нравственных чувств: их социальный характер, социальная значимость; сложность и многогранность проявлений; действенный, т.е. ярко выраженный положительный (стенический) характер. К нравственным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, патриотизма, товарищества и др Образование - процесс овладения обучающимся системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии с историей, традициями, культурой, национальными особенностями. Функция образования - восходящее воспроизведение общественного интеллекта, что можно образно представить себе в виде движения вверх по расширяющейся спирали. Образовательная система - комплекс институтов образования. Образовательный стандарт - нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Государственные стандарты - ГОСТы - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно. Образованность человека - его внутреннее свойство, которое развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и характеризует умение человека решать жизненно важные задачи на основе освоения им человеческой культуры и человеческого опыта. Образованность специалиста - его умение адаптироваться в условиях профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять свою специальнопрофессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться; строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения; продолжать свое профессиональное образование (основное и дополнительное). Образовательное пространство - существующее в социуме «место», имеющее определенные размеры и обязательные атрибуты образовательного назначения: лица, оказывающие образовательные услуги; носители и источники содержания образования; образовательные учреждения; материально-техническая база образования; разнообразные средства обучения и другие. Обучение - эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Процесс обучения включает: учение и преподавание. Обученность - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся опыт к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться); система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Общее образование - совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентировочных знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общее образование закладывается в общеобразовательных учебных заведениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в профессиональных и высших учебных заведениях и в ходе самообразования. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Организационные формы обучения - целенаправленная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, эмоционально-интеллектуального взаимодействия, отношений педагога и обучающихся. В процессе обучения организационные формы выполняют воспитательную, организационную, обучающее-образовательную, психологическую, развивающую, интегрирующе-дифференциальную, систематизирующую, структурирующую, компенсирующую, координирующую, стимулирующую функции. Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (рецепторы). Свойства ощущений: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Педагогика - гуманитарно-ориентированная наука. Она входит в общекультурный контекст современной жизни. В литературе дефиниция «педагогика» трактуется как наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания и обучения. Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека; система отношений, возникающих в процессе образовательной деятельности. Педагогическая антропология - изучает поведение человека. Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Педагогическая диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации процесса обучения, дифференциации обучающихся, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая задача - цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения. Различают два типа педагогических задач: а) собственно педагогическая задача, когда речь идет о переводе обучающегося на более высокий уровень обученности, воспитанности или развития; б) функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели. Педагогический контроль - процедура, в ходе которой в комплексе осуществляется: а) наблюдение, измерение и оценивание уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающихся; б) обработка, анализ и систематизация полученной информации о ходе процесса обучения; в) вывод о коррекции его основных компонентов; г) резюме об эффективности дидактического обеспечения процесса обучения; д) оценка деятельности педагога и обучающегося; е) прогноз. Педагогическая наука - это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Педагогическая практика - непосредственная деятельность педагога и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству педагогического процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики. Педагогические проблемы - объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогическому процессу присущи следующие характеристики: целостность, системность, совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, задачи, содержание, методы, организационные формы взаимодействия педагогов и обучающихся, достигаемые при этом результаты, педагогические ситуации, содержательный и результативный компоненты. К основным компонентам педагогического процесса относятся: цели, принципы, содержание, методы, средства и организационные формы. Кроме того, некоторые авторы к основным компонентам педагогического процесса относят: методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и контроля за ее эффективностью. Педагогическая психология — область психологии, изучающая психологические закономерности воспитания и обучения человека, а также психологические аспекты деятельности педагога и особенности учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Педагогическая ситуация — совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений. Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям (критериям технологичности): концептуальность, системность, управляемость, полезность (целесообразность и эффективность), воспроизводимость. Педагогическое конструирование — детализация созданного проекта педагогического сценария учебного занятия, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. Педагогическое моделирование — разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации. Педагогическое проектирование - предварительное составление проекта предстоящей эмоционально-интеллектуальной деятельности участников педагогического процесса на основе учета современных достижений в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики и других наук, а также особенностей среды и условий его реализации. Полезность информации — оптимальное удовлетворение определенным требованиям информационных запросов потребителей при принятии ими решений в конкретных условиях, в том числе и в системе образования. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений; единица мышления; логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Право - совокупность юридических наук, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению. Правила обучения - простейшие методические структуры, содержащие в кратком виде указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения. Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Предмет педагогического исследования - конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Преподавание - один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения, специальная деятельность педагога, направленная на управление учебнопознавательной деятельностью обучающихся в рамках определенного содержания образования. Привычка - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Прием (в педагогике) - 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода; способ действий при выполнении, осуществлении чего-либо. Его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы умственной деятельности - способы, с помощью которых она выполняется, и которые могут быть объективно выражены в перечне определенных интеллектуальных действий. Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д. внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т. д. Проблемное обучение - такое изучение содержательной учебной информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск. Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности. Предпосылкой достижения профессионализма является достаточно высокое развитие профессионально важных качеств личности, ее специальных способностей. Профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Профессиональное самовоспитание - целенаправленная деятельность человека по развитию и совершенствованию в себе профессионально важных качеств и личностных свойств. Процесс обучения - целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых. Психологическая подготовка - целеустремленный, организованный процесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей. Психика - субъективное отражение мозгом объективного мира, частью которого является человек, и отражение им себя в мире. Психика выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и коммуникативную. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Психическое состояние - целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени. В реальности они сменяют друг друга, и из них складывается жизнь человека. Психические состояния определяют взаимоотношения личности с отдельными людьми и обществом в целом. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данной личности. Психические образования - психические явления, формирующиеся в процессе приобретения личностью жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков. Психология - наука о процессах и закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения во времени физических, психических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Рефлексия - целенаправленный самоанализ результатов преподавания и учения по конкретной учебной дисциплине и прогноз их совершенствования (выбор оптимальных методов, средств и организационных форм управления процессом профессионального обучения; подбора, структурирования и представления разных видов содержательной учебной информации; выбор диагностического инструментария и т.д.). Результат - это то, что достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности; конечный итог, ради которого и проходили операции. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности. Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Построение речи определяется законами грамматики. Самовоспитание - целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности и сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями; формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Оно является относительно позднее приобретение онтгенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления. способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов состояний. Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес обучающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер. Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей. качеств и место среди других людей. Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Он представляет собой систему ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Самосознание проявляется в единстве знания себя и отношения к себе. Под этим термином можно подразумевать «Я концепция». Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Самоуправление — метод самоорганизации коллектива, обеспечивающий формирование у его членов отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии, что управлением делами коллектива занимаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. Самообучение — внутренняя сторона обучения, смысл которой состоит в том, чтобы педагогические приемы и методы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, превращения совокупности умений и навыков в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей последующей жизни. Самооценка — элемент сознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков, места среди других людей, являющийся важным регулятором поведения. Формирование правильной самооценки — важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Саморазвитие личности — процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит распредмечивание (присвоение) социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности. Ход саморазвития личности и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью личности к деятельности «со знанием дела», т.е. с качеством и уровнем образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело личность деятельности. Самостоятельность — личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем. Самостоятельные действия достигают эффекта при наличии достаточно высокой компетентности. Самоучение - намеренное и саморегулируемое приобретение знаний и умений без помощи профессионального педагога. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семейное воспитание - педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство - формирование личности человека. Семинар - один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством педагога или самостоятельно. Система - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.) образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, представляющее собой некоторое органическое образование, единство и выполняющих определенные функции. Система обладает качественно новыми свойствами, не присущими ее элементам. Система качества знаний - совокупность взаимодействующих качественных характеристик, представляющих собой целостное образование, спроектированных для достижения целей развития личности обучающегося, обеспечения раскрытия его творческого потенциала. Система понятий - совокупность взаимосвязанных дефиниций, принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным учебным дисциплинам. Системный подход - совокупность методологических принципов и понятий, обеспечивающих интеграцию знаний, при которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и специфичность, а их фактические данные и теории объединяются вокруг общего основания - системных методов исследования (В.Г. Афанасьев, В.И. Блаумберг, М.С. Каган, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.). Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, образовательные, профессиональные (начальные или профессионально-технические средние) и высшие учебные заведения, различные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные культурнообразовательные учреждения. Система целей образования - совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе учебно-познавательной деятельности по любому предмету, изучаемому в образовательном учреждении: знания, основные умения и навыки по применению знаний, основные интеллектуальные операции, которые формируются у обучающихся, основные умения и приемы исследовательской деятельности, основные воспитательные задачи. Совместимость между супругами - способность её участников согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Сознание - высшая форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира; - высший уровень психического отражения и саморегуляции; мысли и чувства, которые индивид осознает в любой данный момент. Оно присуще только человеку как общественно-историческому существу. Благодаря сознанию перед индивидом предстают с той или иной степенью ясности, различия явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий, в предвидении результатов этих действий, в разумном регулировании поведения и деятельности человека, в определении отношения к окружающей действительности, другим людям. Сознание человека характеризуется: активностью; направленностью на предмет; способностью к рефлексии, самонаблюдению; мотивационно-ценностным характером; различной степенью ясности. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание. Социальная группа - это группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов. Социология - наука о закономерностях развития и функционирования общества. Способ - действие или система действий, которые применяются при исполнении какой-либо работы; прием осуществления чего-либо. Способности - психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают общие и специальные. Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Основными направлениями содержания воспитания и образования являются: физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Составные части содержания каждого направления воспитания являются следующие: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность. Среда - ближайшее окружение объекта, во взаимодействии с которыми система формирует и проявляет свои свойства. Средства обучения - материальный или идеальный объект, который “помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Средства обучения являются своеобразным языком дидактики. Средства обучения в процессе обучения выполняют следующие функции: компенсаторную; б) адаптивную; в) информативную; г) интегративную; д) инструментальную. Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (стрессор). Стрессовые состояния человек испытывает в условиях риска, при необходимости самостоятельно принимать ответственное решение, мгновенно реагировать на опасность в условиях неожиданно меняющейся обстановки. В зависимости от вида стрессора (эмоционального воздействия) и характера его влияния выделяют стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный. Структура - система органов управления, каждый из которых имеет свою внутреннюю структуру. Структурно-логические схемы - граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает на логику объяснения педагогом содержания учебной информации с указанием методических приемов ее восприятия и применения. Структура семьи в социологии - совокупность отношений между её членами, включая родственную структуру, а также систему нравственных отношений. Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто - исполнение. Субъект - активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Таксономия — наука о классификации сложных объектов действительности (живой природы, строения земли, этнических общностей, языка и др.). Темперамент — индивидуально-своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении. Физиологической основой темперамента являются свойства высшей нервной системы. Выделяют следующие типы темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Теология — систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Термин - слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие. Система терминов — совокупность терминов, связанных отношением упорядоченной номинации с системой понятий. Терминологический аппарат — совокупность терминов и лексических средств, используемых для определения системы понятий теории и практики воспитания, обучения и развития специалистов различного профиля в конкретной области профессиональной деятельности. Технические науки — круг наук, связанных с изучением и созданием средств производств, орудий труда; совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей, а также повышения результативности подготовки специалистов. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Убеждение — основная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ценностным ориентациям. Умения — владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки, Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека. Умственные действия — действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Управление — деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление в образовании — умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении образовательным учреждением разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения, образования и воспитания. Рассмотрим содержание различных планов. Упражнения — повторное выполнение действия с целью его усвоения. Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Учебный план - основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего педагогический процесс в рамках системы занятий и предметной структуры обучения. Учебный план, как правило, представляет собой таблицу, в которой для каждого учебного предмета и каждого года обучения задано число занятий в неделю, отводимых на его изучение. Учебная программа — средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета. Она направляет деятельность педагога и обучающихся, составителей учебников, учебных пособий и технических средств обучения. Общие требования к учебной программе - единство теоретических основ совокупности программ для той или иной ступени обучения и отражение этой совокупностью целостного содержания образования в данном типе образовательного учреждения. В учебной программе должно быть показано, какой из компонентов содержания образования является ведущим в конкретном учебном предмете: система научных знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности, отношения. Данное требование реализуется как в объяснительной записке, так и в самом тексте программы по курсам (классам). Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида образовательного учреждения, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Учебно-методический комплекс - открытая система учебных пособий, обеспечивающая личностно-ориентированный уровень обучения в условиях педагогического процесса; комплект дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную работу обучающихся по отдельным разделам курса. В учебнометодический комплекс входят: а) учебные пособия, руководство (или набор руководств) по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся; б) средства стандартизированного контроля, дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающих достижение запланированных учебных результатов. Учебнометодический комплекс последовательно ориентирует обучающихся на заранее поставленные и четко выраженные цели. Учебные пособия в современной педагогической классификации - все материальные средства обучения, используемые в образовательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Учение — специально организованная, активная самостоятельная, познавательная, трудовая и эстетическая деятельность обучающихся, в ходе которой они не только усваивают предметные знания, умения и навыки но и овладевают способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Учебная деятельность - проявляемая обучающимися мотивированная активность при достижении целей учения. Физиология - наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем. Филогенез - историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез - процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Формирование - специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату, приобретение личностью совокупности устойчивых свойств. Формирование рассматривается как: общесоциальная категория; педагогическая категория; результат развития человека. Характер - целостное психическое образование, состоящее из совокупности устойчивых индивидуальных свойств личности, складывающееся и проявляющееся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения. . Целеобразование, возникновение цели - центральный момент в процессе осуществления действия и главный механизм формирования новых действий человека; поиски, детерминизм, определение, формулирование целей воспитания детей и взрослых. Целеполагание - признание законности (легитимизация) целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государств, придание им законодательного статуса, нормативных установок. Цель - мысленное предвосхищение результата деятельности или восхождение любого человека к достижениям культуры, овладение всем духовным богатством современной цивилизации. Цель выступает как непосредственный мотив деятельности. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Выделяют цели близкие, дальние, перспективные. Цели обучения - сознательно определенные результаты, которых общество стремится достичь с помощью функционирования системы образования. Цель воспитания - конечный результат формирования личности. На достижение законодательно закрепленных целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. Цель высшего образования - развитие личности человека, его интеллектуальных способностей, нравственных качеств. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в сфере высшего образования. Цель семейного воспитания - формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. В семейном воспитании используются _такие методы личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, похвала, традиции, сочувствие и т. д. Отбор методов осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей личности и конкретных ситуативных условий. Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека - его самосознание. Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства человека направлены на явления, имеющие стабильную мотивационную значимость, в отличие от ситуативных эмоций и аффектов. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют следующие функции: отражательную (оценочную); побуждающую; подкрепляющую; переключательную; коммуникативную. Основные характеристики эмоций - направленность, обобщенность, предметность и интенсивность - выражают отношение к отражаемым явлениям. Эмоционально-оценочные отношения в группе - корректировка поведения их личности в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Они служат регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. При анализе эмоционально-оценочных отношений необходимо определить: соответствует ли поведение личности в группе социальным нормам; какие эмоции оно вызывает; что нравится или не нравится им в членах группы. Эргономика — наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии; система чьих-нибудь взглядов на искусство. Эстетические чувства - это чувства, которые отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитости и содержательности этих чувств выступает как важный показатель социальной зрелости личности. Этика — философское учение о морали, ее развития, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения. Этнография — наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа. Юриспруденция — совокупность наук о праве, его практическом применении. Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению накопленной информации и хранения её. Язык — материальная форма мышления. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. «Я» существует и реализуется через язык.
|
|