|
1.6. История развития педагогической науки
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже. Когда уже существовали такие, например, науки как геометрия, астрономия и многие другие науки. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знаний. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании научного и дидактико-методического обеспечения, специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Этапы развития педагогической науки показаны на рис. 7.
Рис. 7. Этапы развития педагогической науки
Вопросы для самоконтроля
1. Определите объект и предмет педагогики как науки. 2. Наовите проблемы и задачи педагогической науки. 3. Назовите основные категории педагогической науки и соотнесите их между собой. 4. Как связана педагогика с другими науками? 5. Назовите методы педагогического исследования и дайте их описание. 6. Назовите основные этапы развития педагогической науки.
Литература
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. - М., Школа - Пресс, 1997. - 512 с. 2. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И. Самыгин. - Ростов н/Д., “Феникс”, 1998. - 512 с. 3. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., Центр, 1996. - 333 с. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. уч. завед. и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М., Прометей, 1992. - 528 с. 5. Куписевич Ч. Основы дидактики / Ч. Куписевич. - М., 1986. 6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., Высшее образование, 2007. - 430 с. 7. Скибицкий Э.Г. Основы педагогики и психологии, Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина. - Новосибирск, Сибирский институт финансов и банковского дела, 2000. - 113 с. 8. Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент / Н.Н. Моисеев. - М., Наука, 1979. - 223 с. 9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н / Д., Изд-во «Феникс», 1998. - 544 с. 10. Российская педагогическая энциклопедия, В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М., Большая Российская энциклопедия, 1993. Т 1. -А - М. - 608 с.; ил. Т. 2 - М - Я - 1999. - 672 с. 11. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования, курс лекций, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М., Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с. 12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., Педагогика, 1989. - 192 с. 13. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М., Высш. шк., 2004. - 512 с. 14. Каджаспирова Г.М. педагогический словарь, Для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений / Г.М. Каджаспирова, А.Ю Каджаспиров. - 2-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с. 15. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение, теория. Практика и перспективы развития, Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы, Гылым, 2004. - 221 с. 16. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., «Современное слово», 2001. - 928 с.
|
|