|
10.5. Самообразование в процессе обучения
Самообразование - самостоятельная целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.[4, 306-307]. Основными характеристиками самообразования считаются: свободный выбор круга проблем; самостоятельная работа с различными источниками информации; подвижный объем знаний, ограниченный степенью интереса к избранному предмету. В основе такой умственной работы лежат личные склонности, непосредственные интересы, которые обусловлены, в конечном счете, социальными, экономическими и культурными потребностями. Самообразование - одно из средств самовоспитания. Основные виды самообразования: общее, специальное (профессиональное) политическое. Основная форма самообразования - изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, участие в научно-исследовательской работе. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, участия в различного уровня конференций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок и др. Самообразование всегда имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость самообразования. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Самообразование - обязательный компонент современного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучение, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в образовательном учреждении материал, а может быть автономным по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. Самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной учебной работы обучающихся, предусмотренных образовательными программами. Развитию навыков самообразования способствуют внеаудиторные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа, участие в НИРС и др. Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших учебных заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских экспедициях и др. Самообразование является составной частью системы непрерывного образования. Оно выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов. Воспитание потребности в самообразовании находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Педагог нередко воспринимается не только как преподаватель определенного учебного предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое влияние на людей. Особую область специальное самообразование составляет и педагогическое самообразование, В процессе совершенствования общей культуры и профессиональных знаний путем самообразования изучаются вопросы педагогики, психологии, теории управления, методики учебного предмета, общей культуры и др. Успех самообразования в современных условиях зависит от следующих факторов: 1. Осознания человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла. 2. Обладания человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать и планировать исследовательские шаги поиска ответа на них, их решения. 3. Умения мобилизовать, активизировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов. 4. Наличие страстного желания решать проблему (задачу), найти ответ на возникший вопрос, нацелить себя, если это необходимо, на переквалификацию и в свете этой задачи познать новое, привлекая для этого различные источники информации. 5. Участие в научно-теоретических, практических и методических конференциях, семинарах, а также в проведении научно-исследовательских работ в своей профессиональной области.. Перед образовательными учреждениями возникают соответствующие проблемы: а) как создать у человека наравне с получением формального образования, стимулирующую самообразование информационно-образовательную среду; б) какими умениями и навыками самообразовательной деятельности следует его научить; в) как научиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации (от традиционных печатных и устных до современных средств информатизации), чтобы навсегда овладеть этими знаниями; г) как совершенствовать умения самообразования в условиях меняющихся ориентиров на рынке труда. Главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности человека является специальным образом организованный педагогический процесс, а мероприятия, осуществляемые педагогами по личной инициативе вне рамок этого процесса, играют лишь вспомогательную роль. Основные компоненты готовности человека к самообразованию: 1) наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования, который влияет на систематичность и последовательность осуществления процесса самообразовательной деятельности; 2) система знаний и умений, отражающих меру интеллектуального развития личности; 3) обобщенные умения личности целенаправленно работать с основными источниками информации; 4) организационно-управленческие умения. 5) сформированность психологических качеств, необходимых для самообразования (целеустремленность, настойчивость, работоспособность и др.).
Вопросы для самопроверки
1. Как определяется в дидактике самостоятельная учебная работа? 2. Охарактеризуйте самостоятельную учебную работу как средство обучения. 3. Назовите основные требования к организации самостоятельной учебной работы. 4. Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности. Назовите и охарактеризуйте их. 5. Каковы формы и типы самостоятельной учебной работы, цели этих типов? 6. Перечислите наиболее распространенные виды самостоятельной учебной работы. 7. Какие недостатки самостоятельной учебной работы встречаются чаще всего? 8. Назовите функции и стороны самостоятельной учебной работы на лекциях, семинарах. 9. Назовите условия успешности самостоятельной учебной работы. 10. Как можно индивидуализировать самостоятельную учебную работу? 11. Какими способами активизируется самостоятельная учебная работа? 12. Проанализируйте и опишите особенности аудиторной самостоятельной учебной работы под руководством педагога, исходя из опыта работы Вашего вуза и Санкт- Петербургского технического университета. 13. Перечислите возможные пути совершенствования самостоятельной учебной работы. 14. Сформулируйте определение самообразования и сопоставьте с определением самостоятельной учебной работы. 15. От чего зависит успех самообразования в современном обществе? 16. Каковы основные компоненты готовности человека к самообразованию?
Литература
1. Педагогика: Учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с. 2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с. 3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с. 4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т.2. - 672 с. 5. Егоров В.В. Организация и технология научного исследования / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий. - Новосибирск: ОАО «новосибирское книжное издательство», 2006. - 426 с. 6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
|
|