|
9.5. Неуспеваемость обучающихся
В итоге оценивания обучающихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных обучающихся. Неуспеваемость — это ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что обучающийся имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, систематизации и др. Педагогическая запущенность — комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям образовательного учреждения, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций. Исследования установили три группы причин неудач в обучении: а) социально-экономические — материальная необеспеченность в семье, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей, общее состояние общества; б) причины биопсихического характера — наследственные особенности, способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцами примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и воспитания; в) педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня образовательного учреждения (педагог, качество его работы. Исследования показали более конкретные причины неудач в учебе: 1) жесткая унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности обучающихся; 2) единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; 3) неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатом обучения; 4) пренебрежение развитием обучающихся, практицизм, натаскивание. Ориентация на зубрежку. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность педагога ведет к неудачам в учебе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости существуют следующие средства: 1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация процесса обучения. Ю.К. Бабанский для этого предложил концепцию оптимизации педагогического процесса с целью решения задач по устранению неуспеваемости обучающихся [6]. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации и психологизации процесса обучения. 2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Ю.К. Бабанский предложил педагогический консилиум — совет педагогов по анализу и решению дидактических проблем отстающих обучающихся. 3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе — это дополнительные занятия. На западе — группы выравнивания. Преимущество последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные педагоги, при этом посещение занятий обязательно. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими обучающимися должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей обучающегося.
|
|