|
8.7. Дистанционное обучение
В научно-педагогической литературе наблюдается разнообразие подходов к пониманию дистанционного обучения. Одни отождествляют ДО и дистанционное образование, другие называют дистанционное образование либо педагогической системой, либо педагогической технологией, либо моделью. Существенными признаками ДО исследователи называют обучение на расстоянии, т.е. без непосредственного контакта с педагогом; целесообразное использование средств информатизации образования; наличие обучающих программ — модели преподавания, реальная возможность телекоммуникационного общения педагога и обучающегося, с партнерами по общению и носителем языка (последнее относится при изучении иностранных языков).. Дистанционное обучение — такой вид заочного обучения, который осуществляется при отсутствии непосредственного контакта с педагогом, при наличии модели обучения и использования современных информационных и коммуникационных технологий для управления процессом обучения [12]. Дистанционное обучение является одной из составляющих ДОб. Оно должно обеспечивать обученность личности на уровне установленных государственных образовательных стандартов по учебным дисциплинам. Дистанционное обучение, в его предельном варианте, исключает непосредственный контакт с педагогом. Основу педагогического процесса при ДО составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающихся, который может учиться в удобное для себя месте и в удобное время. Для этого ему необходимо иметь определенный набор средств обучения для ДО. В настоящее время используются два вида дистанционного обучения: а) асинхронное обучение. Обучающиеся, удаленные от центра (вуза), составляют группы одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с применением учебно-методических материалов, созданных образовательным учреждением; б) синхронное обучение. Вуз и группа одновременно занимающихся обучающихся дистанционно разделены. При этом взаимодействие между педагогом и обучающимися происходит в реальном масштабе времени.
Каждому из вышеназванных видов обучения присущи свои специфические педагогические технологии. Однако оба вида взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Рис. 57. Статическая модель дистанционного обучения
Модель преподавания и эмоционально-интеллекуального взаимодействия замещается моделью обучения ДО, основу которой составляет обучающая программа и соответствующее дидактическое обеспечение, созданное на базе современных средств информатизации образования. Взаимодействие между педагогом и обучающимся в модели опосредуется средствами коммуникации. Статическая модель дистанционного обучения имеет два контура: внешний и внутренний. Внешний контур образуют образовательные цели, принципы, задачи, функции, технологии, условия, результаты и прогноз. Элементы внешнего контура служат основой для построения модели ДО. Внутренний контур модели включает в качестве обеспечивающих ее функционирование компонентов обучающегося (О), модель дистанционного обучения (МДО), педагога (П), средства коммуникации (СК) (рис. 57). В МДО информационно-учебная работа обучающегося может осуществляться в двух вариантах: (МДО - О) исключает контакт с педагогом; (МДО - О) и (О - СК - П) предполагает эмоционально-интеллектуальное взаимодействие обучающегося с педагогом согласно установленному графику с применением средств коммуникации (радио, телефон, телевидение, электронная почта и пр.). Возможности педагога по корректировке деятельности обучающегося ограничены. Поэтому к МДО предъявляются более высокие требования, чем к модели обучения в очной форме. Модель дистанционного обучения включает в себя разного рода содержательную учебную информацию (например, теоретический, практический, справочный и контролирующий материал), программное обеспечение учебного процесса, а также модель управления деятельностью обучающегося. МДО разрабатывается педагогом и является посредником между ним и обучающимся. При дистанционном обучении в качестве источников информации наряду с традиционными все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютерные технологии). В последнее время большое место в информационном обеспечении личности начинают играть средства телематики (современные информационные и телекоммуникационные технологии), в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, предоставляющие возможность логического взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса. По мнению специалистов, перспективы развития дистанционного обучения связаны с широким использованием в образовании ресурсов сети Интернет. Она может обеспечить дистанционную интенсивную, интерактивную работу обучающегося с педагогом, а также обучающихся между собой. При этом практически стирается грань между традиционной и заочной формами обучения. Но это требует разработки педагогически полезного сетевого дидактического обеспечения. Кроме того, компьютерная сеть воспроизводит емкую по логическим связям и информационному наполнению информационно-образовательную среду. Обучающийся, занимающийся в системе ДО, не ограничен ни пространственными, ни временными рамками для получения любой информации, для общения с партнерами из других стран, имеет возможность выбирать время и темп обучения. Педагогу предоставляется возможность оперативного управления процессом обучения. Опыт показывает, что применение телекоммуникаций в ДО еще важно и потому, что под их влиянием происходит и будут в дальнейшем происходить изменения не только экономических структур и сферы образования, но и самого мировоззрения личности. Это происходит потому, что средства информатизации вносят изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания. В сетевых технологиях могут применяться электронные средства ДО: электронные библиотеки, различные компьютерные программы (тестирующие, контролирующие, моделирующие и др.). Обзор психолого-педагогической литературы показывает, что развитие и внедрение ДО связано с разработкой педагогически полезного дидактического обеспечения (ДиО), содержание которого соответствует требованиям образовательных стандартов России. Создание ДиО осознается сторонниками дистанционного обучения как важнейшая проблема. Она требует теоретической проработки и практической проверки. Кроме того, проектирование и создание ДиО по различным областям знаний требует серьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных, так и временных. Например, разработка одного курса, по данным зарубежной статистики, требует одновременных вложений в объеме от 20 до 150 тысяч долларов Другим непременным условием активизации деятельности в области создания ДиО является разработка рычагов материального стимулирования педагогов, например, процент педагогов, создающих ДиО, в России составляет менее 1%, а на Западе -95%. По мнению А.С. Минзова, дистанционное обучение для того, чтобы выполнять свою образовательную функцию должно обладать следующими свойствами: — обеспечивать формирование умений и навыков по данной предметной области; — формировать навыки поиска полезной информации при работе с различными источниками; — обеспечивать интерактивность обучения в системах «обучающийся — педагог», «обучающийся — обучающийся»; — формировать знания о том, как планировать и строить свою карьеру по выбранной специальности; — иметь систему оперативной обратной связи между участниками ДО в реальном времени; — формировать профессиональное мышление; — обеспечивать педагогический мониторинг. Он позволяет осуществлять учет успеваемости обучающихся по выполнению ими индивидуальных заданий, планировать и корректировать учебную деятельность обучающихся; — обеспечивать постоянную мотивацию учебной деятельности; — формировать навыки самореализации, самостимулирования, самоконтроля и саморегуляции [19]. Дидактическое обеспечение — комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанных с учетом требований педагогики, психологии, эргономики, информатики и других наук и используемый для организации и контроля образовательного процесса в условиях дистанционного обучения [13]. Дидактическое обеспечение ДО выполняет следующие функции: организационную, обучающую, контролирующую, корректирующую, коммуникативную, рефлексивную и прогностическую.
Рис. 58. Блоки дидактического обеспечения в дистанционном обучении
Комплекс ДиО в дистанционном обучении может быть представлен в виде трех блоков: информационно-содержательного; контрольно-коммуникативного; коррекционно-обобщающего [13] (рис. 58). Успех использования ДО в системе образования в большей мере зависит от:
а) дидактического качества используемой содержательной учебной информации, входящей в дидактическое обеспечение; б) профессиональной и мотивационной готовности педагогов работать в режиме ДО; в) эффективности организации процесса ДО; г) педагогического руководства на различных уровнях (педагог-консультант, педагог-куратор, педагог-координатор (региональный координатор)); д) качества программно-аппаратной поддержки процесса ДО; е) готовности обучающихся работать с современными средствами информатизации и технологиями; ж) наличия у участников ДО современных средств информатизации образования (техническое и программное обеспечение, средства коммуникации и др.); з) сформированности у обучающихся навыков самостоятельной работы в условиях ДО. При создании ДиО необходимо предусмотреть условия построения каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории обучения, удовлетворения потребности в самоконтроле и самооценке, обеспечения удобства и комфортности работы в режиме дистанционного обучения. Наряду с общими социально-педагогическими, педагогическими и дидактическими принципами при разработке ДиО из описанной ранее системы следует выделить уже названные, но специфические для решения обозначенной проблемы, и назвать новые: — принцип педагогической целесообразности применения средств телематики; — принцип обеспеченности открытости и гибкости обучения; — принцип гуманистичности обучения; — неантогонистичность ДО существующим формам образования, его альтернативность; — принцип достаточной информативности; — принцип интерактивности; — принцип идентификации; принцип стартовых знаний обучающихся; — принцип мобильности обучения; — принцип активизации деятельности обучающихся; — принцип индивидуализации в обучении. Как показывает опыт работы педагогов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики проблема дидактического и методического обеспечения До очень сложная, она включает в себя множество аспектов и направлений. В общем виде они представлены на рис. 59 [14]. Технологии, используемые в системе дистанционного обучении Мировая практика показывает, что ДО может быть реализовано в трех основных технологиях: 1) Кейс-технологии. Учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются (пересылаются) обучающемуся для самостоятельного изучения. В этих технологиях используются неинтерактивные методы обучения — печатные материалы, аудио- и видеоносители, лабораторные практикумы. С определенной периодичностью осуществляется консультирование педагогом (назначенным обучающемуся тьютором). 2) Сетевые технологии. Построены на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучающегося учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося и обучающихся между собой. В этих технологиях используются интерактивные методы обучения — компьютеризированные курсы, электронные учебники, мультимедиа - и гипермедиа средства, компьютерные сети различного уровня, в том числе и Интернет, базы данных, электронные библиотеки и т.д.). 3. ТУ - технологии. Они базируются на использовании телевизионных лекций с консультациями у педагога (тьютора). В этих технологиях используются видеоконференции - по аудио- и видеоканалам. Все вышеназванные технологии дистанционного обучения предусматривают, как правило, индивидуальный график педагогического процесса для каждого обучающегося. Допускается групповой график особенно, при использовании таких дорогостоящих средств синхронного ДО, как спутниковое телевидение, аудио- и видеоконференцсвязь. Поскольку при дистанционной технологии обучения, несмотря на принимаемые меры (например, дополнительную фотоидентификацию личности студента), повышается вероятность фальсификации, прием и все виды аттестации, включая и государственную итоговую аттестацию, рекомендуется проводить «лицом к лицу» [15].
Таблица 8. Технологии, реализуемые в системе дистанционного образования
На использовании этих технологий базируются многие зарубежные и российские учебные заведения. В частности, в России имеется несколько десятков образовательных учреждений, в той или иной степени реализующих кейсовые и сетевые технологии открытого образования. Среди них можно выделить: Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Международный институт менеджмента “ЛИНК”, Современная гуманитарная академия и др. В табл. 8 приведены обобщенные характеристики вышеперечисленных технологий дистанционного обучения. В настоящее время в педагогической практике реализуется три стратегических подхода к моделированию, проектированию, конструированию и внедрению ДиО в реальную педагогическую практику: — использование готового образовательного продукта; — моделирование, проектирование и конструирование собственных образовательных продуктов силами профессорско-преподавательского состава вуза; — использование корпоративных образовательных продуктов разработанных совместно с другими образовательными учреждениями. Моделирование, проектирование, конструирование и внедрение ДиО в реальную образовательную практику дистанционного обучения — это итерационный процесс взаимодействия участников, входящих в группу «Разработчик»: педагог-предметник, методист, психолог, дизайнер, программист и др. Связующим звеном и организатором этого процесса должен быть педагог-предметник по данной области знаний, по которым конструируется ДиО для применения его в условиях дистанционного обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Воспроизведите на бумаге блок-схему статической составляющей модели учения. Дайте краткую характеристику ее составляющих. 2. Воспроизведите на бумаге блок-схему функциональной составляющей модели учения. Дайте краткую характеристику ее составляющих. 3. Что значит быть субъектом учебной деятельности? 4. Опишите составляющие модели идеального субъекта учебной деятельности. 5. Каков идеальный стиль учебной деятельности, его соотношение с реальным? 6. Что такое дистанционное обучение? Как это понятие соотносится с дистанционным образованием? 7. Воспроизведите обобщенную схему дистанционного обучения. 8. Перечислите принципы специфические для дистанционного обучения и дайте их краткую характеристику. 9. Что включается в дидактическое обеспечение дистанционного обучения?
Литература
1. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с. 2. Большая советская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — Т. 22. 3. Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе / М.С. Дмитриева. — Новосибирск: НЭТИ, 1971. — 180 с. 4. Пинигина Г.В. Социально-психологические аспекты управления коллективом: Учеб. пособие / Г.В. Пинигина. — Кемерово: Кузбас. полит. ин-т, 1989. —- 72 с. 5. Мушат И.С. Опыт методического обеспечения АОС с учетом индивидуальных особенностей мышления обучаемых / Материалы объединенного семинара ВЦ СО АН СССР, ун-та, пед. ин-та Новосибирского отделения пед. общества / И.С. Мушат, Л.И. Холина. — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР. 1981. — 20 с. 6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. — М.: Наука, 1980. — 256 с. 7. Вербицкий А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации /А.А. Вербицкий, Т. А. Платонова. — М., 1986. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с. 9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. — 119 с. 10. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. — М., 1993. 11. Кан-Калик В.А. Учитель в педагогическом общении / В. А. Канн-Калик. — М., 1987. 12. Скибицкий Э.Г. Взаимодействие участников команды «Разработчик» при проектировании педагогически полезного дидактического обеспечения дистанционного обучения // Сибирская финансовая школа / Э.Г. Скибицкий. — 2004. — N 3. — C.124-128. 13. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование / Э.Г. Скибицкий. — 2000. — N 1. — C.21-25. 14. Тихомиров В. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России / В. Тихомиров, Ю.И. Рубин. — 1999. — N6. — C.24-30. 15. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / А.Н. Романов, В.С. Торопцев, Д.Б. Григорович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с. 16. Холина Л.И. Проблемы создания многопараметрических диагностических программ: Дисс. ... д. п. н./ Л.И. Холина. — Л.. 1991. — 305 с. 17. Есарова З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарова. — Л.: ЛГУ,1979. — 112 с. 18. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. — Алматы: Гылым, 2004. — 221 с. 19. Минзов А.С. Дистанционное обучение: взгляд из нутрии // Открытое образование / А.С. Минзов. - 2001. - N 2. - C. 61-64. 20. Скибицкий Э.Г. Принципы построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения // Открытое образование / Э.Г. Скибицкий. - 2004. - N 3 (44). - C. 8-11. 21. Скибицкий Э.Г. Взаимодействие команды «Разработчик» при конструировании дидактического обеспечения дистанционного обучения //Открытое образование / Э.Г. Скибицкий. - 2006. - № 5(58). - С.4-9.
|
|