|
8.3. Статическая и динамическая составляющая модели учения
Рассматривая учение с позиций общности его с формами человеческой деятельности, следует подчеркнуть, что, учась учиться, обучающийся овладевает составляющими человеческой деятельности. В этом состоит значение учения. Поэтому обучающийся должен знать его структуру и целенаправленно овладевать всеми компонентами учения. Описание учебной деятельности, как явления особенного, с позиций системного анализа требует двоякого рассмотрения: со стороны предметного бытия (в статике) и в динамике ее действительного существования. При проектировании и конструировании статической модели учения выбран временной признак. Процессу деятельности предшествует сознание личностью необходимости решения некоторой общественной задачи. В данном случае - это понимание необходимости получения образования, чтобы жить и работать в определенной среде. Верхний уровень структуры составляют мотивы личности. Они пронизывают все ниже лежащие. В следующий уровень входят три составляющие: система целей, процесс, условия и средства деятельности. Завершает учение результат - третий уровень. Таким образом, на основе временного признака получилась трехуровневая структура статической модели учения (рис. 53).
Рис. 53. Блок-схема статической составляющей модели учения
Содержание каждой составляющей раскрывается с точки зрения идеального объекта, который необходимо сформировать в процессе обучения. В систему мотивов должны входить личностно значимые мотивы, которые не входят в противоречие с социально значимыми, побуждающими к учебной деятельности. Например, «желание быть студентом» не имеет отношения к учебной деятельности, Такой мотив не соответствует идеальному объекту. «Желание стать высококвалифицированным специалистом» является и социально значимым, и согласуется с видом деятельности. Он включается в систему мотивов идеального объекта. Вторая составляющая - система целей, связана с овладением обучающимися системой научных знаний, умений управлять своей деятельностью, развитием и пр. В идеале обучающийся должен осознавать систему целей, заданную педагогом, принимать ее и быть способным самостоятельно ставить цели. Третья составляющая - процесс, направленный на достижение системы дидактических целей. Он включает в себя конкретные виды учебной деятельности. Четвертая - условия и средства разделены на объективные и субъективные. Объективированные формы, используемые в учении, являются средствами. К ним относятся: источники информации (педагог, учебники, задачники, справочники, энциклопедии, хрестоматии, учебные планы и программы, базы знаний и пр.); технические средства обучения; условия, обеспечивающие гигиену умственного труда (чистые, светлые аудитории, тишина и пр.). К субъективным условиям относится сам обучающийся, его состояние обученности, готовность его психических и психофизиологических функций к процессу учения, состояние здоровья и др. В идеале субъект учебной деятельности способен учесть все условия деятельности и распорядится ими наилучшим образом. Пятая составляющая - результат - это присвоение обучающимся общественного опыта, трансформация его в научное мировоззрение, сформированность моральноэтических норм поведения, владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие общих и специальных способностей, воли, диалектического мышления и других психических процессов.
На рис. 54 представлена блок-схема динамической составляющей модели учения. Для ее описания использована разработанная О.А. Конопкиным модель отражающая функциональную структуру полноценной системы саморегулирования [6, 202].
Рис. 54. Блок-схема функциональной динамической модели учения
В данном случае строится идеальный объект, для которого главным является способность к самоуправлению, саморегулированию, самовоспитанию и саморазвитию. Модель, созданная О.А. Конопккиным, учитывает информационный аспект и общие признаки регулирования. Поэтому позволяет отразить содержательную сторону учения, функции обучающегося и процесс самоуправления, в котором обучающийся становится подлинным субъектом деятельности. На рис. 54 представлен модифицированный вариант функциональной структуры процесса осознанного регулирования деятельности, описанной О.А. Конопкиным.
Интерпретация учебной деятельности в соответствии с данной на рис. 54 структурой такова. Обучающийся создает модель значимых условий на основе системы мотивов, целей деятельности, наличных средств. Он решает при этом множество задач: оценивает, сколько времени потребуется на выполнение заданий, есть ли необходимые источники информации, будут ли использоваться какие-то технические средства обучения и как, располагает ли он необходимым временем, умениями и навыками, владеет ли соответствующими способами действий; как ориентируется в учебной ситуации, оценивает обстановку в целом и свои возможности. Обучающийся разрабатывает программу действий по достижению намеченных целей, определяет стратегические и тактические задачи, последовательность их решения, способы контроля, оценки результатов, выбирает критерии и пр. Когда программа составлена, обучающийся ее реализует. В ходе учебной деятельности идет уточнение целей, способов действий, привлекаются новые средства, идет переоценка своих возможностей. Вносятся изменения в систему эталонов, норм, критериев. Выполнение указанных действий не имеет строгой последовательности. Однако оценочное действие завершает процесс, превращая его в замкнутую систему. Это происходит в том, случае, если обучающийся получил запланированный результат. На рис. 54 такая ситуация обозначена сплошными линиями. Если результат выполнения программы будет расходится с ожидаемым, то обучающийся должен принять решение о коррекции своей деятельности. Это момент на рис. 54 отражен пунктирной линией. Динамическая составляющая модель учения раскрывает содержание умений управлять своей собственной учебной деятельностью, тех умений, которые необходимы в любом виде деятельности, в том числе профессиональной. Овладевая компонентами учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки), обучающийся овладевает составляющими человеческой деятельности. Тем самым в учении воспитывается труженик и личность, обладающая деловыми качествами: целеустремленностью, организованностью, самостоятельностью, самооценкой, самоконтролем, способностью принимать решения, планировать свою деятельность и другие. Все эти качества являются профессионально значимыми. В процессе обучения обучающийся является объектом воздействий педагога и субъектом собственной учебно-познавательной деятельности. При высоком уровне развития роль обучающегося как объекта воздействий педагога становится близкой к нулю, а роль субъекта возрастает, становится близкой к 100% . Субъектом учебной деятельности является активно действующая личность, которая проявляет себя в учении индивидуальным образом, влияет на процесс обучения в целом и его результат. Идеальный субъект учебной деятельности — человек, осознающий общественную значимость учения, которая сливается с личной значимостью. Он знает, что такое учение, хочет и умеет учиться. Общие требования, которым должен удовлетворять идеальный субъект учения можно конкретизировать исходя из динамической составляющей учения: — побуждением к деятельности является сформированная система общественно и личностно значимых мотивов, согласующихся с видом деятельности; — исходное состояние субъекта соответствует требованиям учебной деятельности (обученность, состояние здоровья, развитие психических процессов, сформированность компенсаторных механизмов и пр.); — обучающийся принимает требования педагога как цели деятельности и в ходе учения умеет их конкретизировать, ставить самостоятельно, т.е. у него сформирована деятельность целеполагания; — обучающийся владеет умениями решать стратегические и тактические задачи учебной деятельности (выбор режима работы, создание необходимых условий, планирование ориентировочных, исполнительских, контрольных действий, прогнозирование результатов и пр.); — субъект учения владеет системой критериев, норм, стандартов, эталонов, ограничений, необходимых для адекватной оценки своих действий; — обучающийся способен самостоятельно осуществлять программу действий и принять решение о коррекции в случае отклонения результатов обучения от ожидаемых; — субъект учения владеет умениями себя контролировать и адекватно оценивать. Важное значение для развития вузовской педагогики, и не только для нее имеет изучение обучающегося как субъекта учебной деятельности. Педагог может увидеть тот конечный результат, к которому приводит обучение в образовательном учреждении. Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананньева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е.И. Становой, В. А. Сластенина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психологопедагогических позиций. Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. При этом доказано, что большинство студентов положительно относится к учебе. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения педагога к каждому студенту как партнеру педагогического общения. В русле личностноориентированного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. В социально-психологической характеристике студенчества важно также учесть, что этот этап развития его жизни соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое индивидуально и вариативно. Являясь репрезентом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется мотивами. Учебную деятельность характеризует два типа мотивов: мотивация достижения; познавательная мотивация. Познавательная мотивация является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении обучающихся и педагогов. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства профессиональной деятельности [7, 14]. Существенным показателем обучающегося — субъекта учебной деятельности — служит его умение выполнять все ее виды и формы. Перед педагогом возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования обучающегося как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам педагог, учитывая трудности адаптационного периода обучения студента на 1 курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентаций студента его мотивации и такие индивидуальные свойства как тревожность, эмоциональность, просто неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для педагога необходимость повышения эффективности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебной деятельности.
|
|