|
8.1. Системное описание процесса обучения
Система - нечто целое, разбитое на части (элементы), находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Процесс обучения - классический пример управляемого процесса, обеспечивающий достижение поставленных целей поэтапным, постепенным переводом системы из исходного состояния в конечное. Педагог - управляющая подсистема, обучающийся - управляемая. Между ними осуществляется взаимодействие по каналам прямой и обратной связи (интеллектуальноэмоциональной) (рис. 51).
Рис. 51. Системное представление процесса обучения
Системный подход к решению проблем управленческой деятельности, которая является системообразующим фактором, служит средством интеграции в одно целое деятельностей, поведения отдельных людей, совершаемых ими действий, объединенных в выполнении своих частных задач общей целью. Представленная на рис. 51 схема приспособлена для решения проблем моделирования учебно-познавательной деятельности. Цель такой системы - развитие личности обучающегося в условиях овладения им конкретным предметным содержанием, Развитие рассматривается как поэтапное движение от деятельности под руководством педагога к самоуправляемому обучению, а от него - к самообучению. Сформированные способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию обеспечивают выход обучающегося из системы. Средством описания системы является моделирование. Модель процесса обучения можно представить в виде модели моделей, применив метод дегенерализации. Под моделированием понимается метод исследования объектов познания на их моделях или построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования [1, 373].
Рис. 52. Модель процесса обучения
Модель процесса обучения может быть представлена следующим образом (рис. 52). Модель процесса обучения состоит из: модели преподавания, модели интеллектуально-эмоционального взаимодействия и модели учения. В системе традиционного обучения второй блок имеет три составляющие: коммуникативную деятельность, интерактивную деятельность, восприятие и понимание друг друга. Приемы, способы, операции, с помощью которых формируются названные компоненты, осуществляют связь между ними. Модель учения является центральным в теории самоуправляемого обучения, так как в конечном счете от нее зависит модель преподавания. Учение - деятельность обучающегося, опосредованная педагогическим воздействием, подчиненная цели усвоения системы предметных знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности, обеспечивающая образование, воспитание и развитие обучающегося. В понятие учения включаются “виды человеческой деятельности”. Учебная деятельность включает в себя такие конкретные виды человеческой деятельности как преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная и художественная. Педагог в системе обучения является носителем предметного содержания, источником информации, разработчиком технологии обучения, владеет профессиональными умениями, выполняет функцию управления учебно-познавательной деятельности обучающихся и др. Процесс моделирования системы предметного знания осуществляется педагогом в видении всей совокупности целей обучения и использованием различных форм, методов и средств обучения, в том числе и современных средств информатизации образования. Сущность педагогической деятельности отражает отношение «преподавание- учение». Возникает оно, когда познающая деятельность, т.е. учение, направляется по специальному плану для достижения четко поставленной дидактической цели, а содержание образования (учебный материал) реально воплощается в процессе обучения, существует в нем.
|
|