|
4.5. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса
Принципы педагогического процесса образуют систему, целостное единство, скрепленное разнообразными связями. Реализация одного принципа влечет за собой реализацию других. Принципы дают педагогу совокупность указаний, основных направлений к организации педагогического процесса от момента постановки целей до анализа результатов учения. При выборе принципов педагогу следует руководствоваться следующими рекомендациями: 1) ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности обучающихся, создание благоприятных условий и анализ результатов педагогического процесса; 2) целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции образования; 3) видеть противоположные стороны, сопряженные взаимодействующие элементы педагогического процесса и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь стройного построения педагогического процесса. При решении конкретной педагогической проблемы или задачи педагог руководствуется не общими принципами, а выбирает те, что работают на эту задачу. Примером может служить система принципов, созданная авторами пособия при работе над психолого-педагогическими проблемами дистанционного обучения (рис. 23) [6]. Первый блок представляет собой многоуровневую систему методологических принципов, основанных на взаимосвязи процессов воспитания, образования и обучения и дидактических целей, которым они подчинены. В нем выделены три уровня. Первый уровень составляют принципы социально-педагогические. Они согласуются с государственной политикой в области образования. К ним относятся: 1. Принцип системности (видеть и конструировать соответствующую систему образования, обеспечивающую формирование системы научных знаний и эффективное управление всеми звеньями образования, обучения и воспитания). 2. Принцип непрерывности (обеспечить целенаправленное получение и совершенствование знаний, умений и навыков личностью в течение всей своей жизни; создать условия для перехода обучающегося с одного уровня образования на другой). 3. Принцип региональности (учитывать территориальные особенности, в которых функционирует образовательная система; национально-этнические признаки; типы и уровни образовательных учреждений). 4. Принцип народности и историзма (учитывать самобытность народной педагогики и истории развития национальной системы образования, ее корни и традиции). 5. Принцип гуманитаризации (обеспечить каждому обучающемуся индивидуальный (по содержанию и результату) доступ к образовательному гуманитарному пространству, формирование гуманитарного мышления в различных видах образования). 6. Принцип научности и стандартизации содержания образования (содержание образования соответствует современным достижениям науки и практики, общие требования представлены в государственном образовательном стандарте). 7. Принцип гибкости (возможность перехода обучающегося с одной ступени обучения на другую, из одного учебного учреждения в другое). 8. Принцип вариативности (создание условий для выбора обучающимся образовательного маршрута, учебных дисциплин, сроков обучения). Второй уровень составляют педагогические принципы. Цель педагогики - развитие личности в процессе воспитания и образования. Принципы, как исходные положения, направлены на достижение поставленных целей. К этой группе принципов относятся: 1. Принцип природосообразности (не причинять вреда физическому, психическому и духовному здоровью человека; учитывать индивидуальнотипологические особенности обучающихся, уровень их развития и т.д.). 2. Принцип развития личности (создание условий для физического, психического и духовного развития). 3. Принцип гуманизма (очеловечивание педагогического процесса, учет потребностей и интересов и других свойств личности; защиту её от разрушительных влияний и насильственных действий).
4. Принцип демократизации (предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для самоактуализации и саморазвития).
Рис. 23. Принципы дистанционного обучения
5. Принцип комплексности (взаимодействие педагогики с другими науками о человеке и использование их достижений в физическом, психическом и духовном воспитании личности). Третий уровень составляют принципы обучения. К этой группе принципов относятся: 1. Принцип деятельности (процесс обучения организуется исходя из особенностей деятельности обучаемого и обучающихся, создаются условия реализации их деятельностных интересов, способов достижения целей и др.). 2. Принцип управляемости (построение процесса обучения в соответствии с законом управления, обеспечение необходимой частоты и форм связи между участниками процесса, реализация способностей учащихся к самоуправлению, контроль за результатам обучения и др.). 3. Принцип рефлексии (обеспечение возможности самоанализа и самооценки пройденного этапа процесса обучения). Все принципы работают как единая система, в том числе и при дистанционном обучении. Принятые и названные в начале работы принципы дидактики, связанные с компонентами процесса обучения, направлены на решение частных задач. Мы их объединяем во второй блок - это принципы технологий обучения. Специфика дистанционного обучения позволяет нам сейчас выделить те из них, которые вытекают из сущности ДО. Она состоит: а) в опосредованном взаимодействии участников дистанционного обучения; б) в осуществлении ДО в порядке личной инициативы обучающегося; в) в протекании в форме самостоятельной работы по индивидуальным образовательным программам; г) в возможности конструирования которых заложена в модель обучения; д) в получении определенного результата обучения. К принципам дистанционного обучения (второй блок) мы относим: 1. Принцип целесообразности (ограничение сферы применения системы ДО для решения различных дидактических задач с целью развития, образования и воспитания личности обучающегося). 2. Принцип личной инициативы и опосредованного взаимодействия (создание условий для проявления устойчивого познавательного интереса к обучению и формирования потребности к обновлению знаний). 3. Принцип проектирования учебно-познавательной деятельности (к процессу создания модели обучения и её применения необходимо подходить как к средству сознательной и активной деятельности участников дистанционного обучения). 4. Принцип самостоятельности усвоения знаний (создание оптимальных условий для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков обучающимся в контексте будущей профессиональной деятельности). 5. Принцип индивидуализации (организация учебно-познавательной деятельности, ядром которой является личность обучающегося с её индивидуально-типологическими особенностями и способностями). 6. Принцип комплексности (предполагает всесторонний учет специфики всех составляющих системы дистанционного обучения). 7. Принцип гарантированности (система дистанционного обучения должна обеспечивать такой уровень подготовки специалистов, который позволял бы им достойно конкурировать на рынке труда). Новый образовательный идеал зиждется на принципах: учиться познавать; учиться делать; учиться жить вместе; учиться жить. Таким образом, принципы обучения применяются в реальных условиях в тесной взаимосвязи. Целостное использование их на практике обеспечивает успешное функционирование всех основных компонентов педагогического процесса, достижение оптимальных результатов обучения. Все рассмотренные выше принципы нацелены на осуществление ведущего принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает интегративным свойством системы. Другим свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.
Вопросы для самоконтроля
1. Воспроизведите систему понятий: цель, целеобразование, целеполагание, цели обучения. 2. Чем определяется основная содержательная часть целей воспитания? 3. Какова содержательная часть общих целей образования? 4. Как дифференцируются задачи воспитания? 5. Опишите Ваше понимание проблемы целеобразования в профессиональной деятельности педагога. 6. По каким основаниям формулируются цели и задачи в педагогической практике? 7. Что такое таксономия целей? 8. Опишите таксономию целей обучения, разработанную под руководством Б.С. Блума и В. Оконя. 9. Какова классификация целей, предложенная В.С. Безруковой? 10. Назовите способы постановки целей. 11. Что такое принципы в педагогике? Как они связаны с закономерностями образования и обучения? 12. Какова роль принципов в педагогическом процессе? 13. Воспроизведите какую-либо из систем принципов, описанную в учебном пособии.
Литература
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., допол. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с. 2. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стр. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с. 3. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина / В.Оконь. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с. 4. Безрукова В.С. Педагогика, Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “Деловая книга”, 1996. - 344 с. 5. Кларин М.В. Педагогическая технология в педагогическом процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; № 6). 6. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004. - 221 с. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с. 8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с. 9. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
|
|