|
3.4. Основные компоненты педагогического процесса
К основным компонентам педагогического процесса относятся: мотив; цели, принципы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат. Кроме того, некоторые авторы к основным компонентам педагогического процесса относят: субъекты и объекты, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроль её эффективности, критерии эффективности и прогнозирование [2, 331]. Компоненты педагогического процесса взаимосвязаны между собой. Вытекающая из общественных потребностей цель педагогического процесса определяет конкретные задачи воспитания и обучения, их содержание, которые, в свою очередь, обусловливает выбор методов, средств и организационных форм обучения. Цель - заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность - элементы того же процесса - процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения её: методы, приемы работы учебного заведения и педагога. Первым и весьма важным показателем при изучении циклов педагогического процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача педагога в плане этой конкретизации - понимание обучения как управление развитием обучающихся. Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план), организация, регулирование (стимулирование), непрерывный контроль (входящий, промежуточный, итоговый, комплексный), оценка и анализ результатов, корректирование и прогнозирование. На рис. 16 представлены образовательные цели.
Рис. 16. Образовательные цели процесса обучения
Глобальная или генеральная цель - гармоничное развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Она отражает заказ общества к уровню образования и воспитания обучающихся. Вторая разновидность целей - предметные цели, которые в свою очередь подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учебного предмета. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать обучающийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели - это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.
В педагогической практике существуют различные подходы к построению модели педагогического процесса. Мы покажем модель, предложенную П. И. Пидкасистым в работе [4, 123] (рис.17). Педагогический процесс моделируется, проектируется, конструируется и внедряется в образовательную практику педагогом.
Рис. 17. Модель структуры педагогического процесса
При проектировании и конструировании модели педагогического процесса целесообразно учитывать проблему соотношения процессов обучения и развития обучающихся. На рис. 18 показаны основные направления разработки этой проблемы.
Рис. 18. Проблемы соотношения обучения и развития
Эффективность педагогического процесса обеспечивается при оптимальном учете и сочетании элементов, входящих в процесс управления им. Процесс управления состоит: постановка цели, информированное обеспечение (диагностирование особенностей обучающихся), формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся, проектирование, планирование деятельности по достижению цели (отбор и структуризация содержания, методов, средств и форм), реализация проекта, контрол заходом выполнения проекта педагогического процесса, корректировка, подведение итогов, прогноз.
|
|