|
3.2. Движущие силы и закономерности педагогического процесса
Основными движущими силами педагогического процесса являются саморазвитие и самосовершенствование личности. Рассмотрим кратко их содержание. Саморазвитие личности - процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности [9]. Самосовершенствование личности - формирование осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает у человека недовольство собой и стремление изменить себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков [10]. Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия (положение при котором что-либо одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним) возникающие между ними: а) постоянно растущими общественными потребностями, требованиями к гармоничному развитию личности и достигнутым уровнем воспитанности (образованности, сформированности черт личности нового типа, развития её психофизиологических качеств и др.); б) выдвигаемыми требованиями к обучающимся и уровням их реальных учебных возможностей в данный момент времени. Кроме того, в педагогической науке существуют внешние и внутренние противоречия. К внешним относятся противоречиям между: внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; новыми воспитательными и образовательными задачами и наличным уровнем воспитанности и обученности ребенка; коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; регламентацией педагогического процесса и собственной активности воспитанника; педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися. К внутренним относятся противоречия между: знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек; сформированным идеалом личности и реальным поведением; долгом, поведением и чувствами; оценкой и самооценкой. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности, способной ориентироваться в современной изменяющейся социально-экономической ситуации. Правильное представление о сущности целостного педагогического процесса является лишь начальным этапом познания этого сложного явления. Обязательным и непременным свойством любой научной теории, в том числе и педагогической науки, является её проникновение в сущность причинно-следственных связей, тех закономерностей, которые раскрывают механизм исследуемых явлений и процессов. Закономерность целостного педагогического процесса - проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на его характер и протекание. Закономерности обладают спецификой, которая может быть кратко охарактеризована следующим образом: 1. Закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные). 2. Закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса. С их помощью устанавливаются принципы организации и управления педагогическим процессом, отбор содержания воспитания и обучения; направленность взаимодействия педагога и обучающегося; научно обоснованный выбор методов и приемов целостного педагогического процесса (содержательно-процессуальные). 3. Большинство закономерностей педагогического процесса недолговечны, они носят исторический характер и подвержены изменениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменами. Ю.К. Бабанский выделил такие закономерности как зависимость педагогического процесса от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от индивидуальнотипологических возможностей обучающихся и внешних условий. Эти связи закономерны и всеобщи. Можно выделить еще несколько видов закономерностей: структурные, системные, эволюционные, функциональные и исторические. Закономерности целостного педагогического процесса представлены в табл. 2.
Таблица 2. Закономерности педагогического процесса
|
|