|
17. Русская культура между стариной и Западом
Развитие русской культуры в XVII в. проходит на фоне борьбы между двумя направлениями: западническим и старорусским. Постепенно побеждает западное направление, которое проникает на Русь из Польши. Происходит процесс обмирщения культуры. Нельзя сказать, что противники новшеств были полностью за сохранение существующего порядка вещей. Русские легко перенимали у иноземцев военные новшества и технику. Но книгопечатанье, поэзия, живопись с трудом давали корни на русской почве. Это связанно с особенностью мировосприятия русского человека («разве можно печатать книги как пироги?»). В XVII в. широкое распространение получила литература, которая была наполнена фольклорными традициями. Распространяется публицистика (Тимофеев, Палицын, Крыжанич. Аввакум). В XVII в. появилась русская поэзия (Полоцкий, Кирша Данилов). Появляются многочисленные повести («О Фроле Скобееве», «О Савве Грудницыне», «О Фоме и Ереме»). Развивается русская смеховая культура. Для архитектуры характерно сочетания новых тенденций и народных традиций. Деревянное строительство полностью доминировало над каменным. Шедеврами русской архитектуры можно считать монастырские комплексы Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Новодевичьего, Симонова монастырей. К конце века складывается новый стиль т.н. «московского» или «нарышкинского» барокко (Нарышкинские палаты в Москве, церкви в Филях и проч.). Изобразительное искусство также следует по пути обмирщения. В основном это портретная живопись или иконопись. Представители: Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин. Центральное место в живописи занимает мастер Оружейной палаты Симон Ушаков. Он занимался также теорией искусства и имел много учеников. В 1672 г. Появился русский театр, по инициативе А.С. Матвеева. Первоначально актерами являлись иноземцы, ставили спектакли на библейские и исторические темы.
|
|