|
§ 2. Взаимоотношения императорской и патриаршей властей
В Византии государственная власть издавна оказывала влияние на церковную. Третий период в данном отношении также не был исключением. Восточные патриархи, занимавшие свои кафедры в странах, не входивших в состав Византии, не зависели от государственной власти, кроме случаев, когда они проживали в Константинополе. Избрание и низложение Константинопольских патриархов зависело от императора. Духовенство в этом случае имело второстепенное значение. Порядок избрания патриархов был следующим. Епископы, составлявшие поместные соборы, избирали трех кандидатов, писали их имена на бюллетенях, а затем по жребию избирали из трех кандидатов патриарха. Но так как в синоде во время избрания патриарха председательствовал император или находился его уполномоченный, то выборы направлялись так, чтобы жребий падал на лицо, которое бы отвечало их интересам. Императоры не обращали внимания на достоинства и способности избираемых, им нужно было иметь на патриаршей кафедре своих людей. Один византийский историк, говоря об избрании преемника патриарху Мануилу в половине XIII века, делает такое замечание: «Цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди смиренные, недалекие по уму, которые бы легко уступали их желаниям, как признанным постановлениям». Другой историк XIV века Никифор Григора дает точно такое же свидетельство. Говоря об избрании на патриарший престол императором Андроником II Палеологом (около 1320 г.) Герасима, человека покрытого сединой, но простого и почти потерявшего от старости слух, который «даже ногтем не касался эллинской учености», он замечает, что тот, по своей скромности и простоте, был послушным оружием царя. «Цари, - продолжает он, - на такие высокие места и выбирают людей, чтобы те беспрекословно выполняли и подчинялись их приказаниям, как рабы». Император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354), соправитель Андроника III Младшего, пошел на следующую хитрость при избрании в патриархи священника своей домашней церкви Иоанна Калека, когда члены Синода не соглашались на его кандидатуру. Кантакузин уговорил их избрать Иоанна архиепископом, а потом он потребовал, чтобы избрали его и в патриархи, так как он, как и все епископы, имеет право на занятие патриаршей кафедры. Низложение патриархов совершалось с соблюдением всех установленных законами формальностей, хотя бывали случаи, когда императоры обходились даже и без этого. Михаил VIII Палеолог, низложив благочестивого патриарха Арсения, поставил на его место Германа. Когда последний оставил кафедру, поставил Иосифа. Затем, низвергнув его за противодействие унии, поставил Иоанна Векка. Но даже и этого удалил было с кафедры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низложения Арсения и постановления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который прекратился только в 1312 году. Следует поэтому назвать Константинопольских патриархов, которые по достоинству занимали патриарший престол: Николай III Грамматик (1084-1111), известный своей любовью к просвещению и любимый народом; Михаил II Куркуас (1143-1146) - благочестивый и просвещенный патриарх; Косьма II Аттик (1146-1147), отличившийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил III Анхиал (1171-1178) - решительный противник унии, боровшийся против различных суеверий и за дисциплину духовенства; Арсений (1261-1264) - человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий I (1289-1293) - строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира, обличения которого были направлены против императорского двора, Иоанн Глика (1315-1319) - просвещенный и трудолюбивый архипастырь. Из александрийских патриархов следует назвать Николая I (около 1200 г.), переписывавшегося с папой Иннокентием III об освобождении Египта от турок при помощи крестоносцев. Из иерусалимских патриархов - Лазаря (около половины XIV в.), подвергавшегося истязаниям за веру от турок в Египте; Иоакима (XV век), осудившего Флорентийскую унию и др. Большинство патриархов этого времени не имели выше среднего богословского образования и не отличались административными способностями. Частая смена патриархов сказывалась отрицательно и на приходской жизни. По сведениям историков, священнослужители по своему образованию и духовной подготовке не всегда находились на соответствующем уровне, а также недостаточно строго относились к своим пастырским обязанностям.
|
|