|
§ 3. Реставрация патриаршего правления Игнатия
После соборов развитие событий приняло совершенно другой оборот. Сторонник Фотия Варда оказался в немилости своего племянника императора Михаила и по его распоряжению был убит. Его место занял новый фаворит императора, возведенный им в достоинство кесаря, Василий Македонянин. Это был человек грубый, без всякого образования. Единственное его достоинство заключалось в необыкновенной физической силе и умении править лошадьми и обуздывать их. Так Михаил простого конюха вознес к вершине государственной власти. Но непостоянный в своих привязанностях император решился отделаться и от этого кесаря. Василий предупредил ожидавшую его судьбу Варды, убил императора и занял византийский престол. Это сказалось и на судьбе Фотия. Василий Македонянин низложил Фотия и возвратил к кормилу Церкви Игнатия. В Церкви утверждалась прозападная ориентация с признанием главенства папы в ее делах. Но к чести Константинопольской Церкви нужно сказать, что признание папского главенства было только делом императора и малочисленной партии Игнатия. Лучшая часть Византийского общества и большая часть константинопольской иерархии были против такого поворота в отношениях к Риму. Тем временем в Рим прибыло посольство от новой власти. Пока оно находилось в пути, Николай I умер, а его преемнику Адриану II и не снилось такое пресмыкательство перед Римским престолом. В 868 году в Риме созван был собор, где относительно Фотия и его сторонников получили подтверждения постановления папы Николая I. Соборные акты 867 года было решено уничтожить. Под угрозой отлучения от Церкви и лишения церковного сана то же самое должны были сделать те, у кого они имелись. Сила указанных постановлений распространялась на все восточные патриархаты. Таким образом, на этом соборе папа заявил о своих вселенских правах. По желанию Василия Македонянина папа отправил послов в Константинополь. В 869 году в Константинополе состоялся собор. Но это был не собор, а незначительное собрание, открывшееся в составе только двенадцати членов, если не считать руководителей собора и представителей светской власти. Только на последнем заседании собора число его членов с трудом перевалило за сотню. Представители восточных патриархов на этом соборе, как было доказано позже, оказались самозванцами. Таким образом, собор представлял заседание правительственной партии, поэтому и все его определения, до признания главенства папы включительно, были антикаконичными. Фотий, вызванный на собор, отвечал на поставленные вопросы мужественным гражданским молчанием. Зато сторонники Фотия энергично защищались, из чего становилось ясным, что привлечь их на сторону Игнатия - нереальная задача. Умиротворение Церкви, таким образом, не было достигнуто. На седьмом заседании был произнесен приговор Фотию и его сторонникам. Этот приговор для большей торжественности скрепили евхаристической кровью. Акты соборов 861 и 867 годов сожгли. Папа ликовал, хотя и был недоволен нежеланием собора пойти ему навстречу в вопросе о подчинении римскому престолу Болгарской Церкви. Теперь Фотий испытал горечь поражения. Бывший патриарх содержался под стражей и был лишен всякого общения с родственниками, монахами и духовенством. Ему отказывали даже в лекарствах. Собственность конфисковали, в том числе книги. Гонения обрушились также и на сторонников Фотия, которые мужественно выносили все невзгоды, отказываясь от компромисса с партией, унизившей Константинопольскую Церковь. Так в Константинопольской Церкви усиливался раскол, который приводил к тому, что в некоторых городах появилось по два епископа. В отношениях Игнатия и римского папы камнем преткновения продолжал быть вопрос о Болгарской Церкви. Преемник Адриана II Иоанн VIII категорически требовал от Игнатия, чтобы он в 30-дневный срок очистил Болгарию от греческого духовенства и передал Церковь этой страны в юрисдикцию папы, грозя ему лишением патриаршеского престола. Но Игнатий умер патриархом (877 г.), а с его смертью рухнули и те фальшивые основы, которые заложило папство для своего главенства на Востоке.
|
|